U R A L  W E E K

Спорт

    Главное          Новости        Инновации       Экология         Мирянин         Культура          Спорт      Объявления 

 http://UralWeek.Narod.Ru

 

   История Формулы 1                                                    

Великий 88-ой: Удар тандема "Мак-Ларен-Хонда"

  15-летию со дня смерти Айртона Сенны и 60-летнему юбилею чемпионата мира

Часть 1. Рикошеты

  У французского писателя Андре Моруа есть рассказ "Рикошеты". Лаконично его сюжет можно свести к русскому афоризму о погоне за двумя зайцами. Герои произведения строят планы на вечер: один молодой мусье добивается согласия на рандеву у своей любовницы, та рассчитывает в свою очередь на приглашение более богатого "спонсора", который впрочем желает соблазнить более молодую особу. Мадмуазель же желает "поломаться" и в конечном итоге "отшивает" надоедливого поклонника, а жена первого мусье зря собиралась перед зеркалом весь вечер, потому что муж и не думал идти с ней в театр, а тот самый богатый Буратино не позвонил. В итоге в этой замысловатой любовной цепочке все остались без пары и так никуда и не пошли, хотя очень желали провести свободное время на улицах ночного Парижу. Примерно то же самое происходило и с участниками чемпионата мира по автогонкам Формулы 1 перед стартом сезона 1988 года.

  Первенства, чемпионаты и серии по шоссейно-кольцевым гонкам стартуют в середине весны спустя 4-5 месяцев после окончания предыдущих. Но утомительным это время является только для болельщиков. А вот для людей, направляющих ход гоночного движения в нужное русло - членов исполкомов и спецкомиссий ФИСА, бизнесменов, спонсоров, а также для его непосредственных участников - пилотов, конструкторов и владельцев "конюшен" работа продолжается. 1988 год не был исключением.
  Перед тем как накручивать на колеса своих новых моделей километры экспериментов и опыта, фирмы-участники "гоночного цирка" занялись взаимным перетасовыванием составов (очень популярным в те годы занятием - прим. UW). Как это чаще всего происходит в мире Больших Призов, толчок к цепи крупных переходов дали несколько внутризаводских конфликтов.
  На девятом этапе чемпионата мира 1987 года на "Хунгароринге", где молодая Звезда из Сан-Паулу в упорной борьбе проиграла первое место, 27-летний гонщик "Лотоса" Айртон Сенна объявил о своем уходе в другую английскую команду "Мак-Ларен". Мотивировал он свое решение предложенными ему равными условиями контракта с титулованным уже в отличие от него французом Аленом Простом и традиционным для гонщиков экстра-класса положением, когда потенциал пилота начинает превосходить возможности машины. И это было действительно так - не имеющий еще "чемпионского пояса" Сенна действительно "перерос" ушедшую сегодня в небытие "конюшню" покойного основателя "Лотос Тим" Колина Чэпмена. Ее руководство, обидевшись на бразильца, официальным тоном ответило ему, что больше не нуждается в услугах Сенны-пилота. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Именно этот конфликт помог разрешиться другому, еще более скандальному.
  В 1987 году весь мир следил за противостоянием, вышедшим далеко за рамки спортивного, между пилотами английского "Уильямса" британцем Найджелом Мэнселом и бразильцем Нельсоном Пике, боровшимися в тот год за титул чемпиона мира. "Большая война", разразившаяся между двумя "тяжеловесами" одной команды, была на руку ее руководству и спонсорам - взвинченный до предела темп их дуэли был настолько высоким, что "Уильямс"  оказался на голову выше всех конкурентов. "Команды уже нет, она фактически расколота", - говорил о дуэли экс-чемпион мира Ники Лауда. Так и было на самом деле, когда по окончании 38-го чемпионата мира Фрэнк Уильямс с сотней своих рабочих и конструкторов (это был самый малочисленный штат среди всех команд чемпионата) остался по сути у разбитого корыта, потеряв сильнейшего гонщика 1987 года Нельсона Пике и лучший мотор сезона. С 1988 года японская "Хонда" вместо "Уильямса" начала поставки своих моторов "Мак-Ларену", а Пике перешел первым пилотом на освобожденное его соотечественником место в "Лотосе". Вакансию в "Уильямсе" компенсировали приглашением на роль второго пилота итальянца Рикардо Патрезе из увядавшего английского "Брэбхэма", затратившего огромные ресурсы на создание так и не выстрелившего "супероружия" в обертке "Оливетти" и вынужденного на один сезон прекратить выступления в гонках Гран При. Но благодаря былым чемпионским заслугам и действовавшим в то время правилам в очереди-столпотворении команд она свои фирменные номера никому не отдала, приберегая их на сезон 1989 года. Так и не было среди участников чемпионата мира 1988 года машин под номерами 5 и 6. Другой итальянский пилот "Брэбхэма" Андреа де Чезарис нашел место на 1988 год лишь в фирме-дебютанте "Риал". Швед Стефан Юханссон, вытесненный приходом Сенны из "Мак-Ларен", также совершил шаг на ступеньку вниз, найдя приют во французской "Лижье". Команда АГС, избавившись от довольно перспективного соотечественника Сенны и Пике Роберто Морено, которому в 1988 году пришлось вновь выступать в Формуле 3000, пригласила наделенного большим опытом француза Филипа Штрайффа из английского "Тиррела", и последней команде пришлось "заткнуть дыру" в штатном расписании никому неизвестным британцем Джулианом Бэйли.
  Кроме Морено не повезло и гоночному составу немецкой команды "Цакспид" образца 1987 года англичанину Мартину Брандлю и западному немцу Кристиану Даннеру. Единственная западногерманская "конюшня" вместо них примеряла "обнову" - итальянские колесные ободы фирмы "Фондметал", заплатившей Эриху Цаковски  1 миллион 200 тысяч дойчмарок за выступление гонщика с Аппенин Пьеркарло Гинцани, а другим пилотом "Цакспида" стал гражданин ФРГ Берндт Шнайдер. Хотя была у Даннера надежда остаться в Формуле 1 еще на сезон - приглашение от французской "Лолы", на которое он не ответил, уверенный в будущем с "Цакспидом". А когда остался безработным, было уже поздно: "Мы подписали контракт с французом Янником Дальма", - огорошил его шеф "Лолы". Таким же способом, как и Гинцани, попал в Высший свет автогонок испанец Луис Перес Сала - итальянской "конюшне" "Минарди" за его выступление было предложено 1,5 миллиона долларов джинсовой фирмой "Луис" с Пиренейского полуострова. Луис "выселил" таким образом в Формулу 3000 неплохо выступившего для дебютанта за "Минарди" (7-е место на этапе сезона-1987) 22-летнего швейцарца Грегора Фойтека из Цюриха. Не повезло и его соотечественнику Франко Форини, так как никакая товарищеская клятва не помогла ему занять место за рулем "Лижье". Пообещавшая поначалу работу французская фирма Ф1 оказалась последним звеном в длинной цепи переходов: Сенна из "Лотоса" в "Мак-Ларен" → Юханссон из "Мак-Ларена" в "Лижье" → Форини из "Лижье"... Для несостоявшегося дебютанта продолжения цепочки не нашлось, хотя однажды ему поступало предложение из "ЕвроБрюн", но в то время Франко надеялся на более сильную "Лижье". После "пролета" Фойтека и Форини у швейцарских болельщиков остался последний кумир в Ф1 Вальтер Брюн - шеф команды "ЕвроБрюн", более известной в те годы по выступлениям в чемпионате мира спорт-прототипов. Для своего дебюта в Ф1 Брюн пригласил пилотом аргентинца Оскара Ларраури и очень перспективного итальянского новичка Стефано Модену. "Бенеттон" взял в пул сына богатого итальянского предпринимателя Алессандро Наннини вместо его более старшего соотечественника Тео Фаби. Такая суетливая и одновременно необходимая процедура переходов продолжалась все месяцы межсезонья вплоть до начала сезона-1988.
  Сразу после "январских каникул" в работу включилась ФИСА. В конце января 1988 года в Париже она окончательно утвердила программу чемпионата Ф1. В ходе ее обсуждения из 17 кандидатур на право проведения этапов сезона было выбрано 16 трасс, на которых должен был пройти 39-й чемпионат мира. По сравнению с предыдущим годом появился один новый Гран-При в Канаде вместо Австрии. Тогда же кстати было одобрено решение, принятое еще  в 1987 году о том, что один из этапов чемпионата мира 1990 года пройдет в несуществующем ныне славянском государстве Чехословакия. Однако как показала история, гонки Больших Призов на обновленную в те годы трассу в Брно так и не пришли. То время бурных перемен и обновления Восточной Европы, когда Формула 1 стала проводиться и в еще "социалистической" Венгрии, было многообещающим и для нашей страны. Тогда еще Советский Союз имел несколько своих представителей в ФИСА: Михаил Залетаев был членом комитета ФИА, вице-президентом и членом исполкома ФИСА, президентом подкомиссии эргономики технической комиссии ФИА, членом рабочей группы по перспективам развития автомобильного спорта. А. Клопичев был членом исполкома ФИСА, членом комиссий Кубка мира и картинга, рабочей группы ФИСА по регистрации автомобилей. Оба были заместителями члена комитета ФИА председателя федерации автоспорта СССР В. Коновалова. Имея такое неслабое представительство в руководящих органах мирового автоспорта, мы еще и сетовали: "Мы пока что лишь присутствуем на конгрессах в Париже, не осуществляя своей политики, а царская Россия, не имея гоночных автомобилей, уже в 1894 году, когда Франция организовывала первые автогонки (Париж - Руан - прим. UW), уже имела в техкомиссии своего представителя. Им был преподаватель московского императорского высшего технического училища (ныне МВТУ имени Баумана) П. К. Энгельмейнер" - агитировал в 1988 году один из энтузиастов прихода Формулы 1 в СССР журналист и автогонщик Олег Богданов.
   А весной 1988 года незадолго до старта чемпионата мира в средства массовой информации несуществующей сегодня страны просочились официальные данные из штаб-квартиры Международной федерации автоспорта в Париже о составе участников  на предстоящий сезон. На 39-й чемпионат мира по автогонкам Формулы 1 был заявлен 31 пилот в 18 командах (напомним, что тогда разрешалось иметь в команде как одного, так и двух пилотов - прим. UW). Одновременно с утверждением состава участников в Париже состоялся разбор вышеупоминавшегося дела между пилотом Франко Форини и фирмой "Лижье". Вердикт вышестоящей инстанции по нему был таким: "Полученная от ФИСА "суперлицензия-А" (только владеющий ей пилот имеет право стартовать в Формуле 1 - прим. UW) еще не гарантирует гонщику получение "ангажемента" от команды, а следовательно - участия в чемпионате мира".
   На 1988 год техническая комиссия ФИСА оставила в силе регламент требований к автомобилям Формулы 1 1987 года. Двигатель должен был иметь рабочий объем не более 1500 кубических сантиметров с турбонаддувом (давлением не более 2,5 бар) и не более 3500 кубических сантиметров без турбонаддува; количество цилиндров не должно было превышать 12. Масса автомобиля без гонщика и топлива не должна была быть менее 540 килограмм при двигателе с турбонаддувом и 500 килограмм - без наддува. Запас топлива автомобиля с турбонаддувом (дозаправки по ходу гонки тогда были запрещены - прим. UW) не должен был превышать 150 литров, хотя для машин с двигателями без наддува ограничений по запасу топлива не было; октановое число топлива допускалось не более 102. Ширина шины с колесом не должна была превышать 406 миллиметров, был также ряд ограничений на другие размеры шин и антикрыльев, габариты машины. Были запрещены привод на все колеса, газотурбинные, роторно-поршневые, дизельные и двухтактные двигатели, овальные поршни для моторов без наддува, аэродинамические "юбки" кузовов... Техкомиссия сообщила также, что с 1989 года вводится новый технический регламент по двигателям, которые можно будет использовать только в безнаддувном варианте рабочим объемом до 3500 кубических сантиметров. К тому моменту это стало восьмым изменением требований по двигателям Формулы 1 за всю историю проведения чемпионатов мира:

1950-1951: до 1500 см3 с компрессором и до 4500 без;
1952-1953 (чемпионат мира проводился по Формуле"): до 500 см3 с компрессором и до 2000 без;
1954-1960: до 750 см3 с компрессором и до 2000 без;
1961-1965: до 1500 см3 без компрессора;
1966-1985: до 1500 см3 с (турбо-)компрессором и до 3000 без;
1986: до 1500 см3 с турбонаддувом;
1987-1988: до 1500 см3 с турбонаддувом и до 3500 без;
с 1989: до 3500 см3 без турбонаддува.

  Это означало, что 39-ый чемпионат мира должен был стать последним для машин с двигателями с турбонаддувом. Такими моторами японской фирмы "Хонда" комплектовались в 1988 году болиды двух английских команд "Лотос" и "Мак-Ларен", а также итальянская "Феррари" - двигателями собственной конструкции. Их мощность была от 650 до 680 лошадиных сил, что 70-80 "лошадей" превышало показатели остальных моторов, нацеленных скорее на перспективу следующего сезона. Понимая, что мощные турбомоторы существуют последний год, предполагалось, что борьба за мировое господство развернется между тремя вышеназванными "топ-командами" из Англии и Италии "Лотосом", "Мак-Лареном" и "Феррари". На автотмобилях остальных "конюшен" были установлены силовые агрегаты объемом 3,5 литра без турбонаддува: итальянские "Альфа-Ромео" - на "Оселла" (Италия); бывшие БМВ "Мегатрон" - на английских машинах "Эрроус"; новые "Джадды" британского моторостроителя Джадда - на "Уильямсах" и "Марчах" его соотечественников, а также на французских "Лижье" (первоначально на них были заявлены "Форды"); у немецкого "Цакспида" был мотор собственной конструкции, а на болидах остальных фирм был заявлен двигатель "Форд" английского "форсировщика" "Косворт". Единственной компанией, производившей в 1988 году шины для автомобилей Формулы 1, был американский "Гудьир".

Часть 2. Африканские "каникулы"
 

  В конце декабря - начале января внимание болельщиков Формулы 1, даже не проявляющих интереса к ралли, приковано к ралли-марафону Париж - Дакар. В это время в песках Сахары можно увидеть машины, ведомые знаменитыми в прошлом пилотами Ф1 и вспомнить их былые заслуги. Вот "Рейндж - Ровер" француза Патрика Тамбэ, гощика Ф1 конца 70-х - первой половины 80-х годов. Его наивысший результат в чемпионатах мира - 4-е место в итоговой классификации Формулы 1 1983 года, когда он одержал победу в "Гран-При Сан-Марино". В Ф1 он выступал и за рулем топовых "Мак-Ларена" и "Феррари" раньше, а в "Дакаре" - за рулем "Лады-Самары" позже. На "Рейндж-Ровере же в 1988 году он показал феноменальное третье место в абсолютном зачете на финише Дакара. А вот "Лада-Нива" бельгийца Джеки Икса, подготовленная все той же французской фирмой "Пок", продающей "Лады" в Европе. Икс был пилотом Ф1 в конце 60-х - начале 70-х годов, когда стал двукратным чемпионом мира в 1969 и 1970 годах и завоевал 6 Гран-При, выступая за "Брэбхэм", "Феррари", "Лотос", "Уильямс". А на "Ниве" в Дакаре в тот год он финишировал на 13-ом месте в абсолютном зачете. А когда по пустыне несется многотонный грузовик "Татра 815", и не подозреваешь, что за его рулем сидит оставшийся параллизованным после гонок Ф1 швейцарец Клей Регаццони. Он как и Икс начал гоняться в Ф1 еще в конце 60-х, а ушел из нее в 1981 лишь после аварии, которая привела его к инвалидному креслу. В Формуле 1 он стал вице-чемпионом мира 1974 года, не однажды становился призером в итоговой классификации, выиграл 6 Гран-при, долгие годы выступал за "Феррари". На "Дакаре" он хоть и сошел на 18-ом этапе, после того как застрял в дюнах из-за поломки коробки передач, но доказал, что у него по-прежнему сердце гонщика. Были на ралли Париж - Дакар и другие известные гонщики, и не только они, но и Звезды политики и шоу-бизнеса. В тот год африканский марафон в очередной раз унес несколько жизней, как например штурмана грузового ДАФа Кееса ван Левезайна, из-за чего голландская команда была вынуждена сняться с соревнований...
  "Париж-Дакар" завершился, и болельщики с нетерпением ждали старта Формулы 1 в Бразилии, ведь зрители должны были увидеть конец эры турбомоторов...

Продолжение

Алексей Матвеев

  Православие           

Великий пост от Святителя Феофана Затворника

  Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом - немало, но как говорит о себе апостол Павел: в пощениих многищи; и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует.

  Нарушением поста потерян рай, - подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе, сейчас начинает поститься, и чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душею. Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там Бог - чрево. Кому Бог - чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога (Начертание христианского нравоучения. М., 1891, с. 124;  Душеполезные поучения Святителя Феофана Затворника, издание Введенской пустыни, 2006, с. 390).

  На снимке - Спасо-Преображенский храм Невьянска.

 

Посты на Uralweek.narod.ru

  Бенди завершает сезон                                                                 

РУССКИЙ ХОККЕЙ В СЕРДЦЕ РУСИ

  Князь Рюрик, перенеся столицу Руси из Ладоги в перекрестье нескольких рек, недалеко от места впадения Мсты в озеро Ильмень, основал Новгород. Находясь на главном водном пути, соединяющем Восток и Запад, Юг и Север, Новгород через несколько веков стал Великим - столицей огромной Новгородской республики. Два берега реки Волхов, две законодательные власти - народ и православная церковь, и власть исполнительная - приглашаемый народом князь, охранявший со своей дружиной город и его жителей от врагов. Вместе они создали уникальный край, памятники культуры которого поражают любого, кто ступает на Новгородскую землю на протяжении тысячелетия.

  Русский хоккей приходит на исконно русскую Новгородскую землю наших предков, где десяток веков назад зародилась истинно народная демократия Древней Руси, сохранившая свидетельство своего существования и реальный символ православного духа в виде Соборов уникальной архитектуры. Хоккейный клуб "Боровичи" станет в сезоне 2009\2010 очередным новичком Высшей лиги Чемпионата России по русскому хоккею. Этого он добился в финальном турнире лучших коллективов первой лиги, впервые за последние годы прошедшем на Урале. Многие ожидали подобного прорыва от хозяев, но "Факел" в родном Богдановиче неожиданно крупно проиграл гостям с Дальнего Востока 2:8. После такого успешного матча для дальневосточников уже арсеньевский "Восток" считался главным фаворитом турнира, но и он испытал горечь поражения, проиграв в упорной борьбе с минимальным счетом 1:2 хоккеистам из зарубежного Уральска. Вообще "Восток" - самая удаленная в России команда - представители Хабаровского края приехали на финал в Свердловскую область, завоевав это право победой в V группе первенства России в первой лиге, где играют не менее экзотические команды, такие как "Надежда" (Биробиджан) или "Урожай" из поселка Смидович, в котором играет бывший хоккеист "СКА-Свердловск" Михаил Кланин. Лучшим вратарем турнира в Богдановиче стал как раз голкипер из Арсеньево Сергей Осипов. Представители Казахстана из города Уральск еще до турнира в Свердловской области считались всеми очень серьезными соперниками, но они, в свою очередь, уступили в игре с хозяевами 2:3, которая по сути определила команду, занявшую второе место. Кто бы мог подумать, что финал первой лиги окажется таким упорным, ведь его победитель определился лишь в последнем туре и тоже не избежал очковых потерь, сделав больше всех ничьих. В итоге "ХК Боровичи" станут в следующем сезоне единственным представителем Новгородской области в Высших лигах чемпионатов России в игровых видах спорта. Дебютант русского хоккея этого сезона Оренбург со своим "Локомотивом" в отличие от него был представлен еще и баскетбольной "Надеждой" в женской Суперлиге А. Вот вам и ответ на разговоры скептиков о вымирании русского хоккея в малых городах - из всех участников финала на Среднем Урале только Архангельск представлял областной центр Российской Федерации. Самым результативным хоккеистом финала первенства России в первой лиге стал представитель команды-победителя ХК "Боровичи" Сергей Покидов. 
  Обзор освещения русского хоккея прессой начнем с телевидения - на уходящей неделе канал "7ТВ" в очередной раз, не забывая и про картинг с настольным хоккеем, показал матч по хоккею с мячом. Если в первой половине сезона 2008-2009 в трансляциях с игр по этому виду спорта с ним еще состязался "РТР-Спорт", то в заключительной его части у этого телеканала во всероссийском эфире не было конкурентов. "7ТВ" можно смело наградить Кубком за лучшее освещение русского хоккея в этом сезоне. Что же касается печатных СМИ, то в Екатеринбурге есть замечательное цветное издание "Спорт-Аншлаг", традиционно много места отдающее бенди. Единственный его недостаток - региональность распространения. Среди центральных же газет "Известия" посвятили статью 95-летнему юбилею Аркадия Чернышова, 4-кратного обладателя Кубка страны по хоккею с мячом - старейшего в России трофея в игровых видах спорта. Здесь говорится и о его соратнике Всеволоде Боброве, который дважды становился чемпионом страны по русскому хоккею, и уже после этого стал заниматься и хоккеем канадским. Самое же заметное преображение из российских газет произошло со старейшим спортивным изданием "Советский спорт" - он стал выходить в цветном варианте несмотря на экономический кризис. Такое новшество сделало его вновь явным лидером в своем деле, ведь газета продолжает выделяться и низкой ценой. Можно только поздравить "Советский спорт" с таким успехом, ведь это своего рода вознаграждение за многолетнюю преданность русскому хоккею.
22.03.09.

Матч Звезд русского хоккея на Красной площади

         Первенство России по хоккею с мячом 2008\2009 годов. 1 лига, финал, г. Богданович Свердловской обл., март 2009 года.

№ п\п Хоккейный клуб 1 2 3 4 5 6 7 Игр Побед Ничьих Поражений Мячей Очков Место
1 "ХК Боровичи"    (Боровичи, Новгородская обл.)   4:4 5:5 5:3 9:3 8:4 17:3 6 4 2 0 48-22 14 1
2 "Факел" (Богданович, Свердловская обл.) 4:4   3:2 2:8 7:5 5:3 11:1 6 4 1 1 32-23 13 2
3 "Акжайык" (Уральск, Казахстан) 5:5 2:3 2:1 6:4 5:2 7:3 6 4 1 1 27-18 13 3
4 "Восток" (Арсеньево, Хабаровский край) 3:5 8:2 1:2   10:6 6:4 12:6 6 4 0 2 40-25 12 4
5 "Водник-2" (Архангельск) 3:9 5:7 4:6 6:10   10:4 8:7 6 2 0 4 36-43 6 5
6 "Зоркий-2" (Красногорск, Московская обл.) 4:8 3:5 2:5 4:6 4:10   4:2 6 1 0 5 21-36 3 6
7 "Уральский трубник-2" (Первоуральск) 3:17 1:11 3:7 6:12 7:8 2:4   6 0 0 6 22-59 0 0

Полная статистика первой лиги

 

  Футбол                                 

СТАРТ СЕЗОНА

   Играми в Высшей лиге стартовал футбольный сезон в России - в первом туре пермский "Амкар", благодаря которому на Урал в этом году вновь придут Еврокубки, сыграл вничью 0:0 с "Ростовом", неожиданно для всех не сумев переиграть в родных стенах дебютанта премьер-лиги. В первой лиге национального первенства Урал представляет одноименный клуб из Свердловской области, который волею календаря будет совершать выезды и принимать гостей в паре с новосибирской "Сибирью". Во второй лиге получивший новое название ФК "Челябинск" проводит первые товарищеские матчи: бывший челябинский "Зенит" поочередно переиграл курганский "Тобол" 5:2 и "Металлург" из Кыштыма со счетом 2:1.

  21 марта ФК "Челябинск" на искусственном поле Центрального стадиона принимал миасский футбольный клуб "Торпедо". Игра началась атакой "Челябинска" по левому флангу - ее быстро погасили торпедовцы и перевели мяч в зону защиты хозяев. Первый опасный момент в матче возник уже на 2-ой минуте игры, когда удар торпедовца с левого угла штрафной отразила лишь левая штанга ворот "Челябинска"! Поначалу гости выглядели уверенно и даже имели небольшое преимущество - на 10 -ой минуте в одной из их атак путь мячу преградил главный судья, оказавшийся меж игроков на траектории полета мяча. А на 16-ой минуте матча после навеса со штрафного с правого фланга счет все же открыли хозяева. Постепенно стал сказываться более высокий класс хозяев и не очень сильная линия обороны гостей - раз за разом "Торпедо" оставляло в своей штрафной игроков "Челябинска" в опасном одиночестве, что привело на 19-ой минуте игры к увеличению счета до 2:0 после удара из штрафной слева. А на 21-ой минуте хозяева нанесли красивый дальний удар справа из-за пределов штрафной, который пришелся в левую штангу! Выделялся активностью 20-ый номер "Челябинска" на правом фланге атаки, от которого исходило большинство угроз воротам "Торпедо" - на 24-ой минуте он нанес прицельный удар, на 27-ой минуте после его навеса несильный удар отразил вратарь миассцев, а еще через 10 минут состоялся очередной опасный навес с того же фланга с участием того же игрока. Вскоре через минуту в результате прострела с левого фланга 18-ый номер челябинцев сделал счет 3:0. За 2 минуты до конца первого тайма правый защитник "Торпедо" получил желтую карточку за фол против челябинца, а завершились начальные 45 минут встречи опасной атакой хозяев.
  Второй тайм матча прошел в более спокойной атмосфере, когда в исходе игры уже никто не сомневался. Он запомнился лишь небольшой перепалкой между двумя футболистами соперничающих команд, желтой карточкой 11-го номера "Торпедо" на 67-ой минуте матча, а также двумя курьезными моментами. Сначала игрок "Челябинска" потерял бутсу и был вынужден обороняться в одном "ботинке", держа второй в руке, пока игра не была остановлена. А в середине тайма курьез произошел с судьями - "Торпедо" проводило двойную замену, и боковой судья не заметил, сколько заменяемых игроков покинуло поле. В результате миассцы некоторое время играли вдесятером, а главному судье пришлось провести их поголовный пересчет перед выпуском на поле второго "новенького". Лучшим же игроком матча можно назвать Ломова - 18-ый номер "Челябинска" вышел на замену после перерыва и установил окончательный счет 5:0, забив два гола на 66-ой и 90-ой минутах матча, в последнем случае замкнув удачный прострел партнера слева. Хотя главный тренер хозяев остался не очень доволен его действиями, также как и невысокой скоростью всей своей команды. Наставник "Челябинска" выделялся тем, что руководил игрой своей команды в стиле тренера "Манчестер Юнайтед" Алекса Фергюсона с верхнего сектора трибуны в отличие от визави из Миасса, который как и вся его команда находился у тренерской скамейки. Если на груди футболистов "Торпедо" красовалось название спонсора "УралАЗ", то челябинцы несмотря на смену названия ФК носили на груди старую эмблему "Зенита". Впрочем и трибуну Центрального стадиона по-прежнему украшает большая надпись с прежним названием клуба, а болельщики используют шарфы и речевки со словом "Зенит". Зрителей было не так уж и мало, учитывая товарищеский характер встречи - около 200 человек, не считая милиционеров с собаками. Одной из причин поражения миасского "Торпедо" можно назвать старомодную систему их игры, при которой в линии защиты было лишь три игрока, которым к тому же не спешили на помощь полузащитники при быстрой потере мяча. ФК "Челябинск" же использовал довольно традиционную сегодня схему 4-4-2, которую, как сказал руководитель пресс-службы ФК "Челябинск" Андрей Михайлов, планирует придерживаться весь сезон. Первую официальную игру в рамках чемпионата России во второй лиге ФК "Челябинск" проведет на своем поле 26 апреля против ФК "Тюмень".
  В Премьер-лиге в тот же день состоялся второй тур чемпионата России, в котором играли сразу два футболиста, некогда выступавших в Челябинске. Один из них бывший игрок челябинского "Спартака" Дмитрий Торбинский вновь приглашен Гусом Хиддинком в сборную страны, которая 28 марта в отборочном матче чемпионата мира примет в Москве сборную Азербайджана. "Летучий голландец", посетивший в минувшем сезоне с официальным визитом Екатеринбург, недавно возглавил еще и английский суперклуб "Челси". Он уже вывел CFC в следующий раунд Лиги чемпионов, где в четвертьфинале "синих" ждет очередная принципиальная "заруба" с "Ливерпулем", а в национальном английском чемпионате "сел на хвост" лидеру "Манчестер Юнайтед". После того как последний уступил дома все тому же "Ливерпулю" с разгромным счетом 1:4, отрыв М.Ю. от "Челси" и "Ливерпуля" сократился до 4 очков, правда чемпион Англии провел пока на 1 игру меньше. В мини-футбольном же чемпионате России впервые в истории Урала на чемпионство претендует екатеринбургский "ВИЗ-Синара", создавший уже солидный запас от чемпиона страны "Динамо-Ямал", за бронзовые награды спорят два других представителя Уральского федерального округа МФК "Тюмень" и "Югра".
22.03.09.
 
Футбол, 21 марта, товарищеский матч: ФК "Челябинск" - "Торпедо" (Миасс) - 5:0 (3:0), голы - Сергиенко, Подалянчик, Иванов, Ломов (2). Чемпионат России: "Крылья Советов" (Самара) - "Амкар" (Пермь) - 1:0, чемпионат Англии: "Тоттенхэм Хотспур" - "Челси" - 1:0.


  FORMULA ONE 

 

 

"ОБАМА" ФОРМУЛЫ 1

  Большой приз Бразилии 2 ноября должен был определить имя 30-го чемпиона мира по автогонкам Формулы 1. Разрыв в 7 очков перед заключительным этапом сезона между англичанином Льюисом Гамильтоном и бразильцем Фелипе Массой отдавал преимущество британцу, ведь его устраивало даже пятое место, тогда как хозяина трассы - только победа.

  И все же результаты квалификации на трассе в Сан-Паулу давали надежду местным болельщикам - Масса на "Феррари" занял поул-позишн с отрывом в 0,4 секунды от второго в квалификации Ярно Трулли, Гамильтон на "Мак-Ларене" - лишь четвертую стартовую позицию. Еще одну интригу в борьбу вносила сырая погода. Хотя большинсво машин ушло в гонку на дождевой резине, мокрая трасса выбила из борьбы на старте лишь одного участника - шотландский ветеран Дэвид Култхард досрочно завершил свою прощальную 246-ю гонку Формулы 1. По случаю своих проводов он даже сменил окрас своего болида на абсолютно белый с надписью, призывающей к благотворительности - по завершении спортивной карьеры он возглавит созданный им фонд по исследованию заболеваний спинного мозга, однако болельщикам не удалось долго лицезреть на оригинальную машину. После старта трасса начала подсыхать и в районе 10-го круга все участники стали заезжать в боксы для замены резины на псевдослик, которого не будет на машинах в следующем году в связи с новыми правилами (его заменит стандартный слик). Пока асфальт не высох окончательно, некоторые из болидов на сухом типе резины поначалу совершали умеренные "танцы на льду", однако вскоре в гонке воцарился статус-кво, царивший почти до финиша: Масса - лидер, Гамильтон - пятый. Этот расклад устраивал англичанина и ближе к концу гонки члены его команды в боксах готовились было его поздравлять, когда вдруг самолюбивая погода вновь напомнила о себе. Опять начал накрапывать дождик и перед пилотами встала дилема - либо заезжать на пит-лейн для обратной замены покрышек на дождевые, либо дотянуть до финиша на псевдослике, рискуя потерей времени и вылетом с мокрой трассы. Большинство все-же предпочло не искушать судьбу и заехать лишний раз в боксы, после чего устраивающий "Мак-Ларен" расклад вновь восстановился и, казалось, что клетчатым флагом на финише доверят махать родственникам Гамильтона (перед гонкой владелец "песочницы Ф1" Берни Экклстоун заявил, что эта почетная процедура будет доверена родителям того пилота, который станет чемпионом мира)... Тем и прекрасен спорт, что непредсказуем - ровно за два круга до окончания гонки на прямой старт - финиш к вещей радости трибун и миллионов телезрителей совершенно неожиданно для всех и прежде всего для Льюиса Гамильтона его обогнал новая восходящая "звезда" Германии Себастьян Феттель. Нужно было видеть, что в этот момент творилось в боксах "Мак-Ларена" и "Феррари" - одни хватались за голову, другие принялись ликовать, предвкушая чемпионство Массы... Все попытки британца отвоевать обратно "золотое" очко натыкались на неприступный отпор Феттеля, который в этом сезоне уже преподнес один сюрприз, впервые выиграв Большой приз Италии... Все перевернулось - теперь казалось уже, что чемпионство в "кармане" у Фелипе Массы... Однако это еще не было развязкой сюжета - за два поворота до финиша (!) мы забыли о другом немце Тимо Глоке, который совсем недавно выигрывал у идущих пятым-шестым Феттеля и Гамильтона порядка 10 секунд. Но он не сменил резину и был настигнут на мокрой трассе преследователями буквально перед финишной чертой - важно не то, что его обогнал Феттель, а то, что его прошел и Гамильтон, и вновь выйдя на заветное пятое место, впервые стал чемпионом мира! Победа Массы на родной трассе не принесла ему титула и он не скрывал слез на пьедестале, утешаемый занявшими второе и третье места в гонке чемпионами мира последних лет Фернандо Алонсо из команды "Рено" и напарником Фелипе Массы Кими Райкконена из "Феррари". Итальянская "скудерия" завоевала свой 16-й Кубок Конструкторов, а Льюис Гамильтон, поздравляемый владельцем "Мак-Ларена" Роном Деннисом, стал первым в истории Формулы 1 темнокожим чемпионом мира. Сторонники Мартина Лютера Кинга и Нельсона Манделы могут сделать в истории своего движения еще две записи, добавив к этому списку сначала Льюиса Гамильтона, а через три дня - Барака Обаму, ставшего 44-ым президентом США. Символично, что "Мак-Ларен - Мерседес" принес победу самому молодому победителю чемпионата мира (23 года) на родине его соперника, а сам Гамильтон выступает в шлеме великого бразильца - его расцветка практически совпадает с окраской шлема Сенны - синяя и зеленая горизонтальные полосы на желтом фоне. Расположенный рядом с редакцией UW автосалон "Даймлер-Бенц" предлагает единственную здесь спортивную модель, которая произведена на заводе... в Бразилии - новое купе CLC200. Как заявляют его представители, привоз в Челябинск чемпионского болида не планируется. 3.11.08.

 


 

 ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

  Сегодня экономистам набило оскомину понятие "деривативов" - производных от рыночных инструментов, обрушивших финансовый мир. В автоспорте такими производными стали компьютерные игры - появившиеся в конце восьмидесятых-начале девяностых они по большей части имитировали "формульные" гонки и были далеки от эталона. Однако ситуация менялась по мере усложнения симуляторов вместе с развитием компьютеров и трехмерной графики.

  В конце ХХ - начале XXI века появились гоночные игры, по популярности и коммерческому успеху уже дававшие фору многим реальным гоночным сериям. Более того, в основном это был уже пиар "рэйсинга" технических классов, конкурирующих с Формулой 1. Скажите, кто из молодежи не увлекался Need for speed; совсем недавно компьютерные салоны горели симулятором MotoGP URT на экранах мониторов; а лично я полюбил в свое время продукт SEGA GRAND PRIX (не путать с игровой приставкой SEGA!) с борьбой на спортивных "кузовах". Все названные гоночные симуляторы наряду с многими другими объединяет сегодня одно - ночные гонки. Можно даже сказать, что именно ночные гонки являются той изюминкой, которая привлекает новых поклонников. И Формула 1 не могла не замечать этой тенденции на фоне падения зрительского интереса к собственным "гран-при" - единственным фактором, гарантировавшим остроту борьбы здесь, был дождь, а в "сухую" погоду интерес повышали лишь городские гонки. Но такая мощная структура, как F1 Organisation, не могла зависеть от капризов погоды и взяла на вооружение достижения своих "отпрысков" - компьютерщиков, создавших свои гоночные серии.
  Появление первой "ночной" гонки в календаре чемпионата мира в классе Формула 1 можно назвать ответом на веления времени и Большой Приз Сингапура, прошедший 29 сентября, только начало новой традиции. Накануне старта были опасения, что искусственное освещение окажется единственным фактором, обеспечивающим интерес, а сама гонка будет такой же скучной, как и другой "городской" дебютант Валенсия, что гонщики, утомленные поздним часом, не будут стремиться к борьбе, а зрители, спешащие на последний трамвай, покинут трибуны под конец. Пессимистичные прогнозы оказались напрасными - трасса, полностью закованная в кольцо отбойников, преподнесла много сюрпризов гонщикам. Именно о них разбился "Рено" бразильца Нельсиньо Пике на одной из многочисленных "переставок", очень похожей на стены Монреаля. После его аварии на трассу выехал серебристый "Мерседес" с мигалками на крыше и тут началось... Пока "пейс-кар" тормозил пелетон, гонщики стали совершать "пит-стопы", и для лидера гонки Фелипе Массы он оказался роковым. "Феррари" бразильца умчался из боксов, забыв воткнутый в бензобак шланг, обрывок которого, расплескивая топливо, сбил одного из механиков команды. Только в конце "пит-лайна" Масса заметил "присосавшегося удава" и остановился, но члены команды явно не готовились к спринту, и пока они добежали до его машины и отцепили шланг, время ушло. Интересно, что думал в этот момент напарник Массы Кими Райкконен, который стоял следом за ним в ожидании дозаправки - вспоминал ли свой недавний инцидент в боксах в Валенсии? Позже в боксах случится подобное недоразумение и с Дэвидом Култхардом, с тем только отличием, что он вовремя остановится, не успев уехать - механики выдернут шланг, и он не много потеряет.
  После такой невезухи у Массы (а вспомните, как ему не повезло в Венгрии) победитель квалификационных заездов окажется в хвосте пелетона и не сможет бороться уже не только за победу, но и за очки. Лидерами попеременно становятся немец Нико Розберг на "Вильямс-Тойоте", итальянец Ярно Трулли на "Тойоте", а после ряда штрафных и плановых заездов на "пит-лейн"... испанец Фернандо Алонсо, стартовавший с 15-ой позиции. Трасса в Сингапуре изобилует поворотами на 90 градусов, не очень приятными для гонщиков, зато она одна из тех немногих двадцати в календаре чемпионата, что имеет направление движения против часовой стрелки (такой тип трасс характерен скорее для большинства российских и американских гонок). Новая трасса стала рубиконом для многих пилотов - машину того же Массы уже в качестве аутсайдера заносит в медленном повороте вплотную к отбойнику, а через мгновение после того, как он покинет это место, в "забор" влетит болид немца Адриана Сутиля. Его машина окажется разбитой, и для ее эвакуации потребуется второй выезд "пейс-кара". Двукратный чемпион мира Алонсо доведет свой "Рено" до первой победы в сезоне, вторым станет сын чемпиона мира-1982 Нико Розберг, а третьим - лидер чемпионата британец Льюис Хэмилтон на "Мак-Ларен - Мерседес", увеличив таким образом свое преимущество над Массой с 1 до 5 очков в чемпионате.
  Трудности, сопутствующие Массе на пути к титулу чемпиона, вызывают уважение у болельщиков - вспомним как в свое время росла популярность у невезучего Найджела Мэнсела. Правда,  соотечественник последнего Хэмилтон также успел испытать в этом сезоне обиду от дисквалификации (не помогла даже апелляция), а в прошлом упустил титул в последней гонке. Не знаю, доволен ли таким исходом хозяин "песочницы" Ф1 англичанин Берни Экклстоун (думается, что да), но в том, что продажи компьютерных симуляторов Формулы 1 возрастут после этой гонки, можно не сомневаться.
29.09.08. Формула 1 на Урале
  P. S.
В эти же дни ушел из жизни автогонщик, актер, благотворитель, обладатель двух "Оскаров" Пол Ньюмен.

 


 

 

     БОЛЬШОЙ ПРИЗ ВЕНГРИИ - 2008

 

 

  Накануне 11-го этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин Формула 1 всех интересовал вопрос, сможет ли организовать погоню идущий вторым в общем зачете пилотов Филипе Масса за лидером Льюисом Хэмилтоном, а также что предпримет действующий чемпион мира Кими Райконен, чтобы отстоять свой титул в этом сезоне, и, наконец, являются ли претензии пилотов БМВ на борьбу за чемпионство обоснованными.

  Масса сразу заявил о себе, обойдя на старте стоявших на первой линии пилотов "Серебряных стрел". Он уверенно возглавлял гонку большую часть дистанции, а после того как Хэмилтон, проколов колесо, был вынужден заехать в боксы, должен был побеждать и возглавлять еще и общий зачет чемпионата мира. Но... когда до финиша оставалось проехать три круга из 70 возможных, двигатель его "Феррари" на прямой "старт-финиш" прямо на глазах у изумленной команды изверг остатки испаряющейся жидкости и вынудил остановиться машину, проливающую на асфальт шлейф горячего масла. А Хэмилтон после замены колеса успешно приехал в очковую зону и укрепил свое лидерство в чемпионате.
  Масса - первый бразилец со времен Сенны, реально претендующий на чемпионство, а Бразилия - это страна, которая пытается настичь Великобританию по общему количеству завоеванных чемпионских титулов в личном зачете. В этом аспекте противостояние бразильца Массы и британца Хэмилтона приобретает еще одну интригу.  Впрочем, вместе с Массой Британию пытается настигнуть и Италия, которую представляет "Феррари" - единственная страна,  способна догнать англичан по общему количеству чемпионских титулов среди "конюшен" в личном зачете (при всем уважении к Кубку Конструкторов победа здесь намного престижнее наряду с пилотами и для заводов). Такое уникальное совпадение - Италия как представитель моторостроения и Бразилия как представитель спортсменов впервые в истории Формулы 1 совместно пытаются оспорить гегемонию Великобритании - случилось именно в этом сезоне. Конечно, чтобы догнать англичан, "вечно вторым" странам нужно завоевать еще не один титул, но главное - положить почин, и нынешний год как нельзя лучше располагает к этому. Наблюдая за этой эмоциональной борьбой, мы упустили из виду чемпиона мира - "Айсмен" спокойно привел "Феррари" к третьему месту, пропустив лишь Ковалайнена и Глока (для обоих это первый подобный успех) и вплотную приблизился к лидеру чемпионата. Очевидно, что чемпионский титул будет разыгран между Хэмилтоном, Райконеном и Массой, только в отличие от прошлого года внутрикомандная борьба идет уже в "Феррари", и пилот "Мак-Ларена" может этим воспользоваться.
  Гонщики "бумеров" в Венгрии были на вторых ролях, продемонстрировав, что в этом сезоне за чемпионство они бороться не будут. И хотя БМВ входит в тройку лидеров в командном зачете, практика показывает, что Кубок Конструкторов выигрывает обычно та "конюшня", пилоты которой сражаются за чемпионство.
  Самый титулованный в этом году гонщик двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо проводит свой не лучший сезон. В Венгрии он вновь не блеснул, хотя и не провалился, набрав небольшие зачетные очки. Дело не только в не очень сильной "Рено", но и в психологическом спаде, следующим за громкими победами.
  Собравшиеся в легендарной команде сыновья экс-пилотов Ф1 Нико Розберг и Кензуки Накаджима и на "Хунгароринге" показали, что не достигнут высот своих знаменитых отцов. Лишь Нельсинью Пике отстаивал честь династий, показав неплохой результат и в квалификации, и в гонке.
4.08.08.

 

 


 

 

"МЕДВЕДЬ" ВСТАЕТ НА ДЫБЫ

  3 августа состоится очередной этап в чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам в классе автомобилей Формула 1 - Большой Приз Венгрии.

  С тех пор как гонки Формулы 1 превратились в юниорские "веселые старты" из-за почти детского возраста участников, а интерес вокруг них превратился в гламур, мы перестали их освещать. И все же есть в календаре одна гонка, которая стоит особняком для россиян. После того как в Венгерской народной республике построили "Хунгароринг", Будапешт стал местом паломничества любителей автоспорта из всей  Восточной Европы. Бывший советский сателлит стал для социалистических стран окном в Европу и уникальной возможностью вживую увидеть Формулу 1, а трансляция с "Гран-При Венгрии" единственной в году телекартинкой.
  Много воды утекло с тех времен: рухнул "железный занавес", ушел из жизни первый российский "голос Формулы 1" Анатолий Малявин, исчез со страниц СМИ создатель русского болида инженер Лев Шугуров, в календаре появился Большой Приз другой социалистической страны - Китая, по TV можно увидеть все этапы чемпионата мира, а любой болельщик имеет возможность посетить тот "Гран-При", который предпочитает, если конечно имеет средства. И все же Большой Приз Венгрии для многих россиян остался стоять особняком в календаре чемпионата мира, как для многих европейцев гонка в Монако. 
  Многие болельщики со стажем не могут забыть победу Нельсона Пике-старшего в первой гонке здесь в 1986 году, вырванную у своего молодого соотечественника Айртона Сенны в конце прямой "старт-финиш" за счет более позднего и опасного торможения, сопровождавшуюся дымом сгорающих тормозов; его же неожиданную победу через год, сопровождавшуюся теперь потерей гайки колеса безоговорочного лидера и такого же бесспорного неудачника Найджела Мэнселла за шесть кругов до финиша; победу Сенны в обоюдоострой дуэли с Простом 1988 года; фантастический маневр Мэнселла из "воздушного мешка" Сенны на  той же стартовой прямой, принесшей победу "Феррари" англичанина в 1989 году... А будут еще чудеса "Волшебника", подвиг Деймона Хилла на "тракторе" ТВР, победа "Хонды", ведомой другим англичанином Дженсоном Баттоном, пит-стоповые хитрости Шумахера...
  В эти выходные мы вновь надеемся увидеть интригу на "медвежьей тропе" - своей конфигурацией трасса с высоты птичьего полета напоминает медведя или елку, наклоненную ветром. Честь первого победителя "Гран-При Венгрии" на трассе будет отстаивать его сын - Нельсон Пике-младший, а его вечного оппонента Сенны - Льюис Хэмилтон, взявший в наследство не только талант "человека дождя", но и его шлем, окрашенный в цвета бразильского флага, даром что англичанин. Впервые претендует на победу здесь и в чемпионате представитель Восточной Европы поляк Роберт Кубица - он наверное был еще слишком мал 22 года назад.
  Благодаря Венгрии познакомимся мы и с некоторыми техническими новинками, появившимися недавно в королевском классе гонок, например, с системой рекуперации кинетической энергии KERS. Не меньший интерес вызывает у нас вычислительная гидродинамика, внедряемая "Рено" при проектировании болидов. Удивительный факт - французская фирма, истратившая 50 млн. $ на новый центр в Энстоуне, одним из первоочередых требований, предъявляемых к себе, считает экологичность проекта! Даже здесь, в автоспорте, европейцы считают экологию чрезвычайно важной проблемой.
  Жаль только, что очень уважаемая телекомпания считает позволительным заменять прямую трансляцию на ночную запись, чего ее предшественники РТР и ТВЦ позволить себе не могли из уважения к Формуле 1.
31.07.08.

  24 августа на улицах испанской Валенсии, которые до этого знали лишь бои быков, прошло первое в этом краю городское "Гран-при Европы" по автогонкам Формулы 1. Вторую после Монако городскую гонку в сезоне выиграл показавший лучшее время в квалификации бразилец Фелипе Масса на "Феррари", вторым финишировал стоявший на старте следом за ним англичанин Льюис Хэмилтон на "Мак-Ларене", третьим призером стал уроженец Польской Народной Республики Роберт Кубица на БМВ. Сама гонка ничем примечательным не запомнилась, за исключением красивых видов городских достопримечательностей, приморских пейзажей, а также сходом в начале гонки хозяина трассы Фернандо Алонсо (перед стартом он стал инициатором минуты молчания в память недавно погибших в авиакатастрофе под Мадридом пассажиров), а в конце - чемпиона мира Кими Райкконена, незадолго до этого совершившего инцидент с техником на пит-стопе. Рассказ об истории Формулы 1 на улицах уральских городов см. ниже на этой странице. 25.08.08.

 

 

 

ЖЕРТВЫ АВТОПРОБЕГА

  Трагедией закончилась 5000-километровая автоэкспедиция Иркутск - Якутск - Магадан, организованная Клубом семейных путешествий "Байкальское кочевье". Как сообщает портал GazetaYakutia.Ru, 28 июля на трассе "Колыма", преодолев большую часть пути  экспедиционный автомобиль "Нива", ведомый 44-летней автолюбительницей Еленой Веселковой, совершил лобовое столкновение с инкассаторским УАЗом, выехавшим на полосу встречного движения. В результате ДТП участница экспедиции погибла на месте, а пассажир "Нивы" - 43-летний журналист Михаил Дронов с тяжелыми ранениями доставлен в больницу. 29.07.08. 

ОТДЫХАЮЩАЯ НА ПРУДУ ПОГИБЛА ОТ ВОДНОГО СКУТЕРА

   В Екатеринбурге 25 июля во время катания на водном мотоцикле "аква-гонщик" налетел на толпу купающихся на Верх-Исетском пруду, в результате чего один человек погиб. Экстремальный вид отдыха широко распространен сегодня в России, но этот случай выделяется и тем, что "водитель-экстремал", виновный в гибели женщины, с места трагедии скрылся. Кроме любителей водные скутера востребованы спортсменами, многие из которых организуют на берегах тренировки и коммерческий прокат.
  Водно-моторный спорт также как и автомотоспорт довольно опасен и гибель людей здесь иногда случается. Но в отличие от Якутска, Челябинска и Мурманска, где в последние годы гибнут водители болидов, в столице Урала уже не впервые погибают ни в чем неповинные люди. Так, в начале века во время открытого чемпионата Свердловской области по автокроссу в результате вылета с трассы пилота из Невьянска Зыкова погибла девочка, пришедшая посмотреть соревнования, а ее отец получил ранения. После этого случая областная организация РОСТО, проводившая соревнования, закрыла трассу "Птицефабрика", а правоохранительные структуры проводили проверку оборонного общества.
  Не исключен и вариант того, что виновником смерти является "дикарь", привезший водный мотоцикл на пикник на прицепе своей "крутой" машины.
26.07.08.

 ГИБЕЛЬ МОТОКРОССМЕНА


   21 июля в Мурманской области на спортивных соревнованиях погиб мотоциклист. Как сообщает сайт Murman.Ru, в Ковдоре состоялось открытое первенство города по мотокроссу, в котором принимали участие спортсмены разных возрастов из Ревды, Кировска и Полярных Зорь. Соревнования, организованные ковдорским отделением областной организации РОСТО,  завершились гибелью опытного спортсмена кировчанина Сергея Абраменко, начавшего заниматься гонками на мотоциклах еще в 80-х годах прошлого столетия.

   Трагедия произошла на одном из трамплинов ковдорской трассы. По словам, очевидцев, 41-летний кировчанин не справился с управлением мотоцикла "Ямаха" и ударился головой. Сергей Абраменко был срочно отправлен в местную больницу, но по дороге скончался, сообщает областной спорткомитет.
22.07.08.

Другой спорт: 

2-я страница

3-я страница

 4-я страница

5-я страница

     АВТОМОБИЛЬ БУДУЩЕГО - "МНОГОКРЫЛОЕ НАСЕКОМОЕ"?


  В формульной гонке обычно приходится много кругов наблюдать за тактической борьбой, чтобы увидеть кульминацию под конец. 3 августа на "Гран-При Венгрии" битва лидеров произошла в первом повороте после старта, когда Филипе Масса (Бразилия) за счет более позднего и рискованного торможения, сопровождавшегося дымом покрышек, опередил стартовавшего с поул-позишн Льюиса Хэмилтона (Англия). 40 кругов преследовал первый чернокожий пилот Ф1 дерзкого бразильца, пока не получил прокол левого переднего колеса за 30 кругов до финиша. Но это не помогло Массе, так как мотор его "Феррари" сгорел за 3 круга до финиша! Благодаря поломкам лидеров гонку впервые выйграл финн Хейки Ковалайнен на "Мак-Ларен - Мерседес".

  Развивавшийся 2 августа над трибунами трассы "Хунгароринг" на высоком флагштоке российский триколор с двуглавым орлом напоминал россиянам, что пришло время отвлечься от фубола и прочих игр и раз в году уделить внимание автоспорту, поразмыслив о его влиянии на нашу жизнь. Традиционное августовское "окно" в календаре предназначено как раз для таких занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  Что бы ни говорили уважаемые технические специалисты и восторженные журналисты об инновационной роли Формулы 1 на нашу жизнь, за последние 23 года эти гонки не продвинулись ни на один сантиметр восточнее мадьярского кольца, если не считать Турции и Китая. Это позволяет констатировать, что для нас главной функцией гонок так и осталась развлекательная и не будет приносить практической пользы до тех пор, пока не произойдет перемещение этого файла из папки шоу-бизнеса для загрузки в рабочую программу.
  Правда особых предпосылок для этого не видно. Формула 1 продолжает оставться в кризисе, и уменьшающееся из года в год количество выходящих на старт подтверждает "демографическую" проблему. Сегодня число участников едва набирает 20 машин, включая неконкурентноспособные "Форс Индия", и может еще сократиться. Вспомним историю Ф1: сначала их было несколько десятков, потом - 26 плюс пятничная борьба за попадание в это число, потом - 26 без борьбы, далее - 22 и наконец - 20. Были и вопиющие исключения, когда в Индианаполисе гонялось меньше 10 машин, но такие факты только подтверждали тенденцию. Желающих пополнить все возрастающие аппетиты горстки старичков, время от времени повышающих рейтинги с помощью секс-скандалов (!), становится все меньше.
  Не особо справляются с ролью разогрева временами запрещавшиеся пейс-кары, дозаправки и замены колес, и массовые пожары во время пит-стопов на последнем "Хунгароринге" говорят о проблемах и здесь. Исчезновение "больших дядей" из состава участников переводит Формулу 1 в разряд юниорских соревнований, поскольку "мальчики" не готовы к роли харизматических лидеров, а ветераны Кулхард, Барикелло, Фисикелла и Трулли чаще плетутся в хвосте. Что же до "передовых технологий", рождающихся здесь, то прошлогодний скандал, когда ведущий производитель Ф1 "Мак-Ларен" попался на техническом шпионаже, показал на какой ниве трудятся английские специалисты - лавры Джеймса Бонда для них почтеннее изобретательской славы Ньютона и Эдисона.
  Сегодня уровень уважения к Формуле 1 демонстрируют и телекомпании. РенТВ, вещающая на Россию, заменила прямую трансляцию на запись глубокой ночью. В советское время тоже практиковалась запись, но даже советские телевизионщики не ставили передачу так поздно, а российские РТР и ТВЦ никогда не изменяли прямой трансляции.
(Продолжение ниже)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Наибольшим изменениям в кузове за десятки лет подверглись боковые воздухозаборники, "прячущие" радиаторы охлаждения. От однообъемных "коробок" они пришли к многообъемным дизайнерским конструкциям замысловатых форм. Самые оригинальные и смелые решения мы видим у лидера в этой области разработок - "Феррари", которая уже на протяжении десятилетий задает здесь моду, параллельно решая проблему направления потока выхлопа отработавших газов.
  В конце восьмидесятых годов ХХ века историческую дугу безопасности закрыл верхний воздухозаборник - с тех пор этот элемент над головой гонщика стал неизменным атрибутом Формулы 1. В этом сезоне он получил пространственное продолжение в виде тонкой вертикальной плоскости, напоминающей хвостовое оперение самолета. Такой "стабилизатор" у многих ценителей красоты Ф1 вызывает визуальное неприятие, особенно у перешедших размеры разумного моделей, таких как "Рено" или "Феррари", везущих позади пилота целый "флаг" подобного нагромождения. Видя, как трясется эта "фольга" от любой встряски и дуновения, можно констатировать, что никакой практической пользы такой "стабилизатор" не несет, за исключением увеличившихся рекламных площадей. "Мак-Ларен" подал пример разумного использования веяний переходящей моды, вписав этот элемент в облик машины скромностью размеров.
  Стоит упомянуть и о таком элементе, как впервые появившиеся на "Феррари" "колпаки" колес. Кто-то их использует только на передней оси, кто-то не использует вовсе, но, очевидно, что итальянцы имеют какие-то наработки по практическому их применению в условиях высоких скоростей, как в свое время вошли в употребление колесные воздухозаборники, располагавшиеся с внутренней стороны дисков и охлаждавшие работавшие с высокими нагрузками тормоза.
  Довольно старомодно на фоне многих дизайнерских новшеств выглядит внешний вид машин некоторых команд. Не удивительно, что и результаты "Вильямса", "Хонды", да и "Тойоты" оставляют желать лучшего, а "Ред Булл" и "Торо Россо" имеют "промежуточный" дизайн и средние результаты.
  По причине закрытости "конюшен" сведений о моторе и трансмиссии мы имеем значительно меньше, чем о кузове. Хотя одно из главных преимуществ отказа от турбонаддува 20-летней давности - экономичность двигателя - нивелировано разрешенными дозаправками, а миф о надежности "компрессорного" мотора развеян такими сходами, как у лидера в Венгрии за 3 круга до финиша.
  Тенденция к приходу в Формулу 1 крупных автопроизводителей продолжается, хотя если бы не второе место "Тойоты" Тимо Глока на последней гонке, то японский концерн в этом сезоне мог бы начать сворачивать свою спортивную программу, поскольку ранее заявлял о ее прямой зависимости от положительных результатов в гонках. Удивителен взлет БМВ, за относительно короткое время превратившегося в топ-команду Формулы 1. Хотя на единственной восточноевропейской гонке его пилоты выступили неудачно - Ник Хайдфельд оказался позади еще после квалификации, а Роберту Кубице не помог "фанатский допинг" (надпись на одном из многочисленных польских флагов, развивавшихся здесь) в гонке.
 

 

 

  Можно порекомендовать РенТВ взять на вооружение еще одно советское достижение - столь любимые в те годы вырезки "неинтересных моментов", но тогда время передачи в эфире сократится, а это уже неэффективно с точки зрения рекламы.

  Не думаю, что Фрэнк Вильямс кусает локти, видя успехи "бумеров", от сотрудничества с которыми в свое время отказался. Для такого легендарного руководителя важнее сиюминутных успехов сохранение своей фамилии в названии легендарной команды - история о том, как "Феррари" уберегла себя от поглощения "Фордом" наверняка греет ему душу. Хотя "Красная скудерия" для Италии всегда значила больше, чем "Вильямс" для Британских островов.

    И все же нас интересовало, насколько продвинулась Формула 1 в техническом плане за эти годы. Если говорить о компоновке и дизайне, опуская удлинившиеся и сузившиеся параметры габаритов, то они принципиально не изменились за двадцать лет, только толщина стенок кокпита вокруг пилота выросла по соображениям безопасности. Аэродинамика, конечно, стала намного разнообразнее и изощреннее, но главный принцип "подвешенного" под носом переднего антикрыла, впервые появившегося в начале девяностых на "Тирреле" новичка Жана Алези, сохранился, также как консервативная компоновка заднего антикрыла. За эти годы мы наблюдали лишь, как нос кокпита пытался "оторваться" от прижимающей плоскости, развивая идею инженеров Кена Тиррела.
  Лишь в этом году появилась альтернатива ей - дополнительное переднее антикрыло, которое оригинально огибает нос машины сверху, хотя "верхние" передние антикрылья были известны еще в семидесятые годы прошлого века. Еще не все команды смело используют его, как "Феррари" или "Рено", но вскоре последние перейдут на него и в ближайшем будущем можно ожидать бурного развития этой идеи, если ее не похоронят запреты. Главный вопрос здесь - сумеет ли "верх" вытеснить "низ" или они будут гармонировать, впустив со временем "третий этаж" и выше. Здесь важно не забывать о грани разумного, и технический регламент вряд ли позволит довести идею до абсурда, иначе автомобили будущего будут похожи на многокрылых насекомых.
   Получит развитие и логическое продолжение этой темы - боковые "крылышки", буквально облепившие болиды в этом году. Наиболее оригинален и развит дизайн "ангельских крыльев" у БМВ и "Мак-Ларена" - новый элемент позволяет определять текущий уровень аэродинамиков "конюшен", лишь бегло взглянув на внешний облик машины. Что ни говори, а раньше формы кузова были намного более проще и унифицированней, и если бы не раскраска, многие болиды разных фирм нельзя было бы отличить, так как они были похожи как две капли воды, если не обращать внимания на мелочи.
 

  У Англии были не менее легендарные "конюшни" , такие как "Лотос", не говоря уже о "Брэбхэме" или "Тирреле", но их не спасли былые триумфы. Пока "Вильямс" надеется пережить тяжелые времена в союзе с "Тойотой" как в свое время он воскрес после СП с "Джаддом", "Мак-Ларен" демонстрирует успешный союз с "Даймлер-Бенц", не помышляющей обосабливаться по примеру БМВ.
  В этом году как никогда поздно начались технические проверки машин со стороны организаторов на соответствие их нормативным трабованиям соревнований класса Формула 1. Задержка связана с введением в строй новых датчиков и приборов. Напомним, что прошлогодние проверки, проведенные после заявлений Фернандо Алонсо, привели к грндиозному скандалу. Мы будем следить за этими проверками, хотя маловероятно повторение чего-то подобного прошлогодней сенсации.
  В следующий раз, когда наше издание коснется темы Формулы 1, оно расскажет об истории этого вида автоспорта на Урале. Да-да, вы не ослышались - именно так. Такое словосочетание имеет право на место в истории, причем не виртуально-гипотетическое, как могут подумать некоторые, а самое что ни на есть реальное. А кому недостаточно сегодняшней информации, может разгадать "формульный" кроссворд на спортивной странице.
4.08.08.

         
 Инженер Степан Белов, e-mail: UralWeek@gmail.com.




 

Вернуться на главную страницу   

 

 

 Формула 1 на Урале


  В августе в Челябинск впервые привезли болид Формулы 1 "Тойота". Явление Формулы 1 на Южный Урал было связано с открытием в тракторозаводском районе новых центров по продаже автомобилей фирмы "Тойота" и ее элитной "дочки" "Лексус". На презентации побывал бывший музыкант бит-квартета "Секрет" Николай Фоменко, который по завершении музыкальных выступлений занимается автогонками и шоу-бизнесом на телевидении. Он стал одним из немногих российских гонщиков, принявших участие в культовой гонке на выносливость "24 часа Ле-Мана" во Франции и первым российским пилотом, участвовавшим в ее американском аналоге "24 часа Дайтоны".
  До "Тойоты" на Урал уже привозили болиды Формулы 1 - в 2001 году "Эрроус - ТВР" и в 2007 году - "Мак-Ларен - Мерседес". В начале ХХI века в Чкаловском районе Екатеринбурга был открыт первый на Урале крупный торговый центр, названный "Дирижабль". По своей форме и размерам он действительно чем-то напоминал летательный аппарат, и в качестве рекламы привлек не менее экзотическое тогда для Урала средство передвижения - "Эрроус-А19-ТВР" 1998 года выпуска (Arrows в переводе с
английского - "крылья"). Точнее сказать, что болид Формулы 1 привез в "Дирижабль" международный концерн "Цептер Интернешнл", выставочный салон которого занял весь второй этаж нового торгового комплекса. "Цептер" в те годы был одним из крупнейших меценатов гонок Формулы 1 и основным спонсором команды Ф1 "Эрроус" наряду с "Данка" и "Пармалат". Многие уральские поклонники Формулы 1, узнавшие о первом приезде Формулы 1 в Екатеринбург, устремились в Ботанический микрорайон города, чтобы воочию ее увидеть. Самое удивительное было в том, что эскалаторов и грузовых лифтов между этажами в ТК еще не существовало и организаторы презентации поднимали и спускали болид с этажа на этаж по крутой лестнице вручную на плечах сотрудников. Прохаживаясь сегодня между многочисленными бутиками второго этажа "Дирижабля", и не подумаешь, что когда-то здесь был лишь единственный торговый салон "Цептер", а посреди полупустого зала на постаменте возвышался черный болид Формулы 1. Такой цвет "конюшня" Ф1 приобрела благодаря африканским деньгам, ведь ее владельцем в те годы был нигерийский принц Малик. Напомним, что в чемпионате мира "Эрроусы", которые одними из немногих использовали двигатели собственного производства ТВР, пилотировали финский и бразильский гонщики Мика Сало и Педро-Паулу Диниц, а на фото за рулем болида полевской автогонщик Алексей Подрезов. При первом явлении Ф1 на Урал посетителям было запрещено фотографировать гоночную машину и фотографироваться на ее фоне своими фотоаппаратами, это можно было сделать лишь с помощью фирменного фотографа, и то - за деньги и в порядке очереди (об уровне фотографии вы можете судить по снимку). Жаль, что сегодня фирма "Эрроус" наряду с другими легендарными английскими "конюшнями" Ф1 прекратила свое существование, ведь ее вклад в популяризацию автоспорта в России был тогда неоценим. Напомним, что в те же годы ее шеф Том Уокиншоу (от него - аббревиатура фирмы TWR, Tom Wakinshaw Racing) встречался с мэром Москвы Юрием Лужковым по вопросу сооружения в столице России трассы для гонок Формулы 1. "Дирижабль" также с первых же лет своего существования занимался популяризацией автомотоспорта на Урале - на площади, расположенной поблизости, зимой здесь проводились прокат снегоходов и ледовые гонки, а летом - прокат картингов и соревнования по фигурному вождению на легковых машинах. Так, Алексей Подрезов, изображенный здесь за рулем Формулы 1, участвовал на "Ладе - Самаре" в трековом "новогоднем гран-при" и на летних соревнованиях по скоростному фигурному вождению.

 

 

 

 

 

 

  В 2007 году в Екатеринбурге завершилась многолетняя реконструкция супермаркета "Купец", что на улице 8-е марта недалеко от цирка. Бывший "Купец" превратился в современный торгово-развлекательный центр и в первый год своего существования привлекал многочисленных посетителей зазывными баннерами, развешенными по всему городу, которые приглашали взглянуть на настоящий болид Формулы 1. Примечательно, что в отличие от 2001 года, когда в Екатеринбург привезли болид середняка Кубка Конструкторов "Эрроус", на этот раз перед глазами уральцев предстала машина топ-команды Формулы 1, которая в тот год боролась за победу в чемпионате мира силами действующего чемпиона мира испанца Фернандо Алонсо, перешедшего в "Мак-Ларен" из "Рено" и британского дебютанта-вундеркинда Льюиса Хэмилтона. "Серебряная стрела" была привезена на Урал благодаря спонсору команды "Мак-Ларен - Мерседес" компании "Джонни Уокер", разместившей свой оригинальный выставочный стенд на этот раз на первом этаже ТРЦ (даже если бы организаторам вздумалось разместить его на верхних этажах, это было бы уже не так затруднительно, как в 2001 году благодаря повсеместному внедрению эскалаторов в ТРК). Представители алкогольного производителя "Джонни Уокер" в отличие от "Цептера" разрешали фотографировать болид всем желающим, более того - после заполнения анкеты они сами фотографировали посетителя на фоне болида и бесплатно дарили фотографию. Правда был в сравнении с "Эрроусом" и один недостаток знакомства с ноу-хау - посидеть за рулем "Мак-Ларена" не разрешали ни под каким предлогом в отличие от "Эрроуса". Может быть поэтому "Мак-Ларен" в прошлом году так и не стал чемпионом, проиграв титул в последней гонке - все-таки каждый человек, сидящий за рулем машины, передает ей свой спортивный азарт, стремление к победе и чемпионский посыл (речь не о конкретной машине, а о всей марке, дух которой витает там, где она появляется).
  Кто-то может сказать, что выставление монококов для обозрения не есть полноценное участие Урала в жизни Формулы 1, вот в Москве например фирма "Рено" проводит даже показательные заезды. Но во-первых, выставочные гонки - это тоже не настоящие "гран-при", а во-вторых один из уральских заводов является полноценным участником этих гонок. Речь о Верне-Салдинском производственном объединении в Свердловской области, который является поставщиком ковано-штампованных колесных дисков для команд Формулы 1. Его уникальная технология производства колес из легких сплавов является передовой не только в России - диски ВИЛС конкурируют с ведущими зарубежными брэндами на российском рынке, но и в мире - фирма "Фондметал" использует продукцию верхнесалдинского поставщика для оснащения команд Формулы 1. Если учесть и то, что высокопрочный корд для автомобильных покрышек, производимый "Беларусским металлургическим заводом", также используется в болидах Формулы 1, можно сказать, что колесные технологии союзного образования "Россия - Беларусь" являются передовыми в Формуле 1 и мировом автомобилестроении.

Телефон рекламной службы : 89085749401

 

   1-я страница      3-я страница    4-я страница     5-я страница

 Вернуться на главную страницу

 

Сайт управляется системой uCoz