U R A L W E E K Спорт Главное Новости Инновации Экология Мирянин Культура Спорт Объявления http://UralWeek.Narod.Ru
|
История Формулы 1
Великий 88-ой: Удар тандема "Мак-Ларен-Хонда"
15-летию со дня смерти Айртона Сенны и 60-летнему юбилею чемпионата мира
Часть 1. Рикошеты
У французского писателя Андре Моруа есть рассказ "Рикошеты". Лаконично его сюжет можно свести к русскому афоризму о погоне за двумя зайцами. Герои произведения строят планы на вечер: один молодой мусье добивается согласия на рандеву у своей любовницы, та рассчитывает в свою очередь на приглашение более богатого "спонсора", который впрочем желает соблазнить более молодую особу. Мадмуазель же желает "поломаться" и в конечном итоге "отшивает" надоедливого поклонника, а жена первого мусье зря собиралась перед зеркалом весь вечер, потому что муж и не думал идти с ней в театр, а тот самый богатый Буратино не позвонил. В итоге в этой замысловатой любовной цепочке все остались без пары и так никуда и не пошли, хотя очень желали провести свободное время на улицах ночного Парижу. Примерно то же самое происходило и с участниками чемпионата мира по автогонкам Формулы 1 перед стартом сезона 1988 года.
Первенства, чемпионаты и серии по шоссейно-кольцевым гонкам стартуют в середине весны спустя 4-5 месяцев после окончания предыдущих. Но утомительным это время является только для болельщиков. А вот для людей, направляющих ход гоночного движения в нужное русло - членов исполкомов и спецкомиссий ФИСА, бизнесменов, спонсоров, а также для его непосредственных участников - пилотов, конструкторов и владельцев "конюшен" работа продолжается. 1988 год не был исключением.
Перед тем как накручивать на колеса своих новых моделей километры экспериментов и опыта, фирмы-участники "гоночного цирка" занялись взаимным перетасовыванием составов (очень популярным в те годы занятием - прим. UW). Как это чаще всего происходит в мире Больших Призов, толчок к цепи крупных переходов дали несколько внутризаводских конфликтов.
На девятом этапе чемпионата мира 1987 года на "Хунгароринге", где молодая Звезда из Сан-Паулу в упорной борьбе проиграла первое место, 27-летний гонщик "Лотоса" Айртон Сенна объявил о своем уходе в другую английскую команду "Мак-Ларен". Мотивировал он свое решение предложенными ему равными условиями контракта с титулованным уже в отличие от него французом Аленом Простом и традиционным для гонщиков экстра-класса положением, когда потенциал пилота начинает превосходить возможности машины. И это было действительно так - не имеющий еще "чемпионского пояса" Сенна действительно "перерос" ушедшую сегодня в небытие "конюшню" покойного основателя "Лотос Тим" Колина Чэпмена. Ее руководство, обидевшись на бразильца, официальным тоном ответило ему, что больше не нуждается в услугах Сенны-пилота. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Именно этот конфликт помог разрешиться другому, еще более скандальному.
В 1987 году весь мир следил за противостоянием, вышедшим далеко за рамки спортивного, между пилотами английского "Уильямса" британцем Найджелом Мэнселом и бразильцем Нельсоном Пике, боровшимися в тот год за титул чемпиона мира. "Большая война", разразившаяся между двумя "тяжеловесами" одной команды, была на руку ее руководству и спонсорам - взвинченный до предела темп их дуэли был настолько высоким, что "Уильямс" оказался на голову выше всех конкурентов. "Команды уже нет, она фактически расколота", - говорил о дуэли экс-чемпион мира Ники Лауда. Так и было на самом деле, когда по окончании 38-го чемпионата мира Фрэнк Уильямс с сотней своих рабочих и конструкторов (это был самый малочисленный штат среди всех команд чемпионата) остался по сути у разбитого корыта, потеряв сильнейшего гонщика 1987 года Нельсона Пике и лучший мотор сезона. С 1988 года японская "Хонда" вместо "Уильямса" начала поставки своих моторов "Мак-Ларену", а Пике перешел первым пилотом на освобожденное его соотечественником место в "Лотосе". Вакансию в "Уильямсе" компенсировали приглашением на роль второго пилота итальянца Рикардо Патрезе из увядавшего английского "Брэбхэма", затратившего огромные ресурсы на создание так и не выстрелившего "супероружия" в обертке "Оливетти" и вынужденного на один сезон прекратить выступления в гонках Гран При. Но благодаря былым чемпионским заслугам и действовавшим в то время правилам в очереди-столпотворении команд она свои фирменные номера никому не отдала, приберегая их на сезон 1989 года. Так и не было среди участников чемпионата мира 1988 года машин под номерами 5 и 6. Другой итальянский пилот "Брэбхэма" Андреа де Чезарис нашел место на 1988 год лишь в фирме-дебютанте "Риал". Швед Стефан Юханссон, вытесненный приходом Сенны из "Мак-Ларен", также совершил шаг на ступеньку вниз, найдя приют во французской "Лижье". Команда АГС, избавившись от довольно перспективного соотечественника Сенны и Пике Роберто Морено, которому в 1988 году пришлось вновь выступать в Формуле 3000, пригласила наделенного большим опытом француза Филипа Штрайффа из английского "Тиррела", и последней команде пришлось "заткнуть дыру" в штатном расписании никому неизвестным британцем Джулианом Бэйли.
Кроме Морено не повезло и гоночному составу немецкой команды "Цакспид" образца 1987 года англичанину Мартину Брандлю и западному немцу Кристиану Даннеру. Единственная западногерманская "конюшня" вместо них примеряла "обнову" - итальянские колесные ободы фирмы "Фондметал", заплатившей Эриху Цаковски 1 миллион 200 тысяч дойчмарок за выступление гонщика с Аппенин Пьеркарло Гинцани, а другим пилотом "Цакспида" стал гражданин ФРГ Берндт Шнайдер. Хотя была у Даннера надежда остаться в Формуле 1 еще на сезон - приглашение от французской "Лолы", на которое он не ответил, уверенный в будущем с "Цакспидом". А когда остался безработным, было уже поздно: "Мы подписали контракт с французом Янником Дальма", - огорошил его шеф "Лолы". Таким же способом, как и Гинцани, попал в Высший свет автогонок испанец Луис Перес Сала - итальянской "конюшне" "Минарди" за его выступление было предложено 1,5 миллиона долларов джинсовой фирмой "Луис" с Пиренейского полуострова. Луис "выселил" таким образом в Формулу 3000 неплохо выступившего для дебютанта за "Минарди" (7-е место на этапе сезона-1987) 22-летнего швейцарца Грегора Фойтека из Цюриха. Не повезло и его соотечественнику Франко Форини, так как никакая товарищеская клятва не помогла ему занять место за рулем "Лижье". Пообещавшая поначалу работу французская фирма Ф1 оказалась последним звеном в длинной цепи переходов: Сенна из "Лотоса" в "Мак-Ларен" → Юханссон из "Мак-Ларена" в "Лижье" → Форини из "Лижье"... Для несостоявшегося дебютанта продолжения цепочки не нашлось, хотя однажды ему поступало предложение из "ЕвроБрюн", но в то время Франко надеялся на более сильную "Лижье". После "пролета" Фойтека и Форини у швейцарских болельщиков остался последний кумир в Ф1 Вальтер Брюн - шеф команды "ЕвроБрюн", более известной в те годы по выступлениям в чемпионате мира спорт-прототипов. Для своего дебюта в Ф1 Брюн пригласил пилотом аргентинца Оскара Ларраури и очень перспективного итальянского новичка Стефано Модену. "Бенеттон" взял в пул сына богатого итальянского предпринимателя Алессандро Наннини вместо его более старшего соотечественника Тео Фаби. Такая суетливая и одновременно необходимая процедура переходов продолжалась все месяцы межсезонья вплоть до начала сезона-1988.
Сразу после "январских каникул" в работу включилась ФИСА. В конце января 1988 года в Париже она окончательно утвердила программу чемпионата Ф1. В ходе ее обсуждения из 17 кандидатур на право проведения этапов сезона было выбрано 16 трасс, на которых должен был пройти 39-й чемпионат мира. По сравнению с предыдущим годом появился один новый Гран-При в Канаде вместо Австрии. Тогда же кстати было одобрено решение, принятое еще в 1987 году о том, что один из этапов чемпионата мира 1990 года пройдет в несуществующем ныне славянском государстве Чехословакия. Однако как показала история, гонки Больших Призов на обновленную в те годы трассу в Брно так и не пришли. То время бурных перемен и обновления Восточной Европы, когда Формула 1 стала проводиться и в еще "социалистической" Венгрии, было многообещающим и для нашей страны. Тогда еще Советский Союз имел несколько своих представителей в ФИСА: Михаил Залетаев был членом комитета ФИА, вице-президентом и членом исполкома ФИСА, президентом подкомиссии эргономики технической комиссии ФИА, членом рабочей группы по перспективам развития автомобильного спорта. А. Клопичев был членом исполкома ФИСА, членом комиссий Кубка мира и картинга, рабочей группы ФИСА по регистрации автомобилей. Оба были заместителями члена комитета ФИА председателя федерации автоспорта СССР В. Коновалова. Имея такое неслабое представительство в руководящих органах мирового автоспорта, мы еще и сетовали: "Мы пока что лишь присутствуем на конгрессах в Париже, не осуществляя своей политики, а царская Россия, не имея гоночных автомобилей, уже в 1894 году, когда Франция организовывала первые автогонки (Париж - Руан - прим. UW), уже имела в техкомиссии своего представителя. Им был преподаватель московского императорского высшего технического училища (ныне МВТУ имени Баумана) П. К. Энгельмейнер" - агитировал в 1988 году один из энтузиастов прихода Формулы 1 в СССР журналист и автогонщик Олег Богданов.
А весной 1988 года незадолго до старта чемпионата мира в средства массовой информации несуществующей сегодня страны просочились официальные данные из штаб-квартиры Международной федерации автоспорта в Париже о составе участников на предстоящий сезон. На 39-й чемпионат мира по автогонкам Формулы 1 был заявлен 31 пилот в 18 командах (напомним, что тогда разрешалось иметь в команде как одного, так и двух пилотов - прим. UW). Одновременно с утверждением состава участников в Париже состоялся разбор вышеупоминавшегося дела между пилотом Франко Форини и фирмой "Лижье". Вердикт вышестоящей инстанции по нему был таким: "Полученная от ФИСА "суперлицензия-А" (только владеющий ей пилот имеет право стартовать в Формуле 1 - прим. UW) еще не гарантирует гонщику получение "ангажемента" от команды, а следовательно - участия в чемпионате мира".
На 1988 год техническая комиссия ФИСА оставила в силе регламент требований к автомобилям Формулы 1 1987 года. Двигатель должен был иметь рабочий объем не более 1500 кубических сантиметров с турбонаддувом (давлением не более 2,5 бар) и не более 3500 кубических сантиметров без турбонаддува; количество цилиндров не должно было превышать 12. Масса автомобиля без гонщика и топлива не должна была быть менее 540 килограмм при двигателе с турбонаддувом и 500 килограмм - без наддува. Запас топлива автомобиля с турбонаддувом (дозаправки по ходу гонки тогда были запрещены - прим. UW) не должен был превышать 150 литров, хотя для машин с двигателями без наддува ограничений по запасу топлива не было; октановое число топлива допускалось не более 102. Ширина шины с колесом не должна была превышать 406 миллиметров, был также ряд ограничений на другие размеры шин и антикрыльев, габариты машины. Были запрещены привод на все колеса, газотурбинные, роторно-поршневые, дизельные и двухтактные двигатели, овальные поршни для моторов без наддува, аэродинамические "юбки" кузовов... Техкомиссия сообщила также, что с 1989 года вводится новый технический регламент по двигателям, которые можно будет использовать только в безнаддувном варианте рабочим объемом до 3500 кубических сантиметров. К тому моменту это стало восьмым изменением требований по двигателям Формулы 1 за всю историю проведения чемпионатов мира:1950-1951: до 1500 см3 с компрессором и до 4500 без;
1952-1953 (чемпионат мира проводился по Формуле"): до 500 см3 с компрессором и до 2000 без;
1954-1960: до 750 см3 с компрессором и до 2000 без;
1961-1965: до 1500 см3 без компрессора;
1966-1985: до 1500 см3 с (турбо-)компрессором и до 3000 без;
1986: до 1500 см3 с турбонаддувом;
1987-1988: до 1500 см3 с турбонаддувом и до 3500 без;
с 1989: до 3500 см3 без турбонаддува.Это означало, что 39-ый чемпионат мира должен был стать последним для машин с двигателями с турбонаддувом. Такими моторами японской фирмы "Хонда" комплектовались в 1988 году болиды двух английских команд "Лотос" и "Мак-Ларен", а также итальянская "Феррари" - двигателями собственной конструкции. Их мощность была от 650 до 680 лошадиных сил, что 70-80 "лошадей" превышало показатели остальных моторов, нацеленных скорее на перспективу следующего сезона. Понимая, что мощные турбомоторы существуют последний год, предполагалось, что борьба за мировое господство развернется между тремя вышеназванными "топ-командами" из Англии и Италии "Лотосом", "Мак-Лареном" и "Феррари". На автотмобилях остальных "конюшен" были установлены силовые агрегаты объемом 3,5 литра без турбонаддува: итальянские "Альфа-Ромео" - на "Оселла" (Италия); бывшие БМВ "Мегатрон" - на английских машинах "Эрроус"; новые "Джадды" британского моторостроителя Джадда - на "Уильямсах" и "Марчах" его соотечественников, а также на французских "Лижье" (первоначально на них были заявлены "Форды"); у немецкого "Цакспида" был мотор собственной конструкции, а на болидах остальных фирм был заявлен двигатель "Форд" английского "форсировщика" "Косворт". Единственной компанией, производившей в 1988 году шины для автомобилей Формулы 1, был американский "Гудьир".
Часть 2. Африканские "каникулы"
В конце декабря - начале января внимание болельщиков Формулы 1, даже не проявляющих интереса к ралли, приковано к ралли-марафону Париж - Дакар. В это время в песках Сахары можно увидеть машины, ведомые знаменитыми в прошлом пилотами Ф1 и вспомнить их былые заслуги. Вот "Рейндж - Ровер" француза Патрика Тамбэ, гощика Ф1 конца 70-х - первой половины 80-х годов. Его наивысший результат в чемпионатах мира - 4-е место в итоговой классификации Формулы 1 1983 года, когда он одержал победу в "Гран-При Сан-Марино". В Ф1 он выступал и за рулем топовых "Мак-Ларена" и "Феррари" раньше, а в "Дакаре" - за рулем "Лады-Самары" позже. На "Рейндж-Ровере же в 1988 году он показал феноменальное третье место в абсолютном зачете на финише Дакара. А вот "Лада-Нива" бельгийца Джеки Икса, подготовленная все той же французской фирмой "Пок", продающей "Лады" в Европе. Икс был пилотом Ф1 в конце 60-х - начале 70-х годов, когда стал двукратным чемпионом мира в 1969 и 1970 годах и завоевал 6 Гран-При, выступая за "Брэбхэм", "Феррари", "Лотос", "Уильямс". А на "Ниве" в Дакаре в тот год он финишировал на 13-ом месте в абсолютном зачете. А когда по пустыне несется многотонный грузовик "Татра 815", и не подозреваешь, что за его рулем сидит оставшийся параллизованным после гонок Ф1 швейцарец Клей Регаццони. Он как и Икс начал гоняться в Ф1 еще в конце 60-х, а ушел из нее в 1981 лишь после аварии, которая привела его к инвалидному креслу. В Формуле 1 он стал вице-чемпионом мира 1974 года, не однажды становился призером в итоговой классификации, выиграл 6 Гран-при, долгие годы выступал за "Феррари". На "Дакаре" он хоть и сошел на 18-ом этапе, после того как застрял в дюнах из-за поломки коробки передач, но доказал, что у него по-прежнему сердце гонщика. Были на ралли Париж - Дакар и другие известные гонщики, и не только они, но и Звезды политики и шоу-бизнеса. В тот год африканский марафон в очередной раз унес несколько жизней, как например штурмана грузового ДАФа Кееса ван Левезайна, из-за чего голландская команда была вынуждена сняться с соревнований...
"Париж-Дакар" завершился, и болельщики с нетерпением ждали старта Формулы 1 в Бразилии, ведь зрители должны были увидеть конец эры турбомоторов...Алексей Матвеев
Православие
Великий пост от Святителя Феофана Затворника
Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом - немало, но как говорит о себе апостол Павел: в пощениих многищи; и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует.
Нарушением поста потерян рай, - подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе, сейчас начинает поститься, и чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душею. Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там Бог - чрево. Кому Бог - чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога (Начертание христианского нравоучения. М., 1891, с. 124; Душеполезные поучения Святителя Феофана Затворника, издание Введенской пустыни, 2006, с. 390).
На снимке - Спасо-Преображенский храм Невьянска.
Бенди завершает сезон
РУССКИЙ ХОККЕЙ В СЕРДЦЕ РУСИ
Князь Рюрик, перенеся столицу Руси из Ладоги в перекрестье нескольких рек, недалеко от места впадения Мсты в озеро Ильмень, основал Новгород. Находясь на главном водном пути, соединяющем Восток и Запад, Юг и Север, Новгород через несколько веков стал Великим - столицей огромной Новгородской республики. Два берега реки Волхов, две законодательные власти - народ и православная церковь, и власть исполнительная - приглашаемый народом князь, охранявший со своей дружиной город и его жителей от врагов. Вместе они создали уникальный край, памятники культуры которого поражают любого, кто ступает на Новгородскую землю на протяжении тысячелетия.
Русский хоккей приходит на исконно русскую Новгородскую землю наших предков, где десяток веков назад зародилась истинно народная демократия Древней Руси, сохранившая свидетельство своего существования и реальный символ православного духа в виде Соборов уникальной архитектуры. Хоккейный клуб "Боровичи" станет в сезоне 2009\2010 очередным новичком Высшей лиги Чемпионата России по русскому хоккею. Этого он добился в финальном турнире лучших коллективов первой лиги, впервые за последние годы прошедшем на Урале. Многие ожидали подобного прорыва от хозяев, но "Факел" в родном Богдановиче неожиданно крупно проиграл гостям с Дальнего Востока 2:8. После такого успешного матча для дальневосточников уже арсеньевский "Восток" считался главным фаворитом турнира, но и он испытал горечь поражения, проиграв в упорной борьбе с минимальным счетом 1:2 хоккеистам из зарубежного Уральска. Вообще "Восток" - самая удаленная в России команда - представители Хабаровского края приехали на финал в Свердловскую область, завоевав это право победой в V группе первенства России в первой лиге, где играют не менее экзотические команды, такие как "Надежда" (Биробиджан) или "Урожай" из поселка Смидович, в котором играет бывший хоккеист "СКА-Свердловск" Михаил Кланин. Лучшим вратарем турнира в Богдановиче стал как раз голкипер из Арсеньево Сергей Осипов. Представители Казахстана из города Уральск еще до турнира в Свердловской области считались всеми очень серьезными соперниками, но они, в свою очередь, уступили в игре с хозяевами 2:3, которая по сути определила команду, занявшую второе место. Кто бы мог подумать, что финал первой лиги окажется таким упорным, ведь его победитель определился лишь в последнем туре и тоже не избежал очковых потерь, сделав больше всех ничьих. В итоге "ХК Боровичи" станут в следующем сезоне единственным представителем Новгородской области в Высших лигах чемпионатов России в игровых видах спорта. Дебютант русского хоккея этого сезона Оренбург со своим "Локомотивом" в отличие от него был представлен еще и баскетбольной "Надеждой" в женской Суперлиге А. Вот вам и ответ на разговоры скептиков о вымирании русского хоккея в малых городах - из всех участников финала на Среднем Урале только Архангельск представлял областной центр Российской Федерации. Самым результативным хоккеистом финала первенства России в первой лиге стал представитель команды-победителя ХК "Боровичи" Сергей Покидов.
Обзор освещения русского хоккея прессой начнем с телевидения - на уходящей неделе канал "7ТВ" в очередной раз, не забывая и про картинг с настольным хоккеем, показал матч по хоккею с мячом. Если в первой половине сезона 2008-2009 в трансляциях с игр по этому виду спорта с ним еще состязался "РТР-Спорт", то в заключительной его части у этого телеканала во всероссийском эфире не было конкурентов. "7ТВ" можно смело наградить Кубком за лучшее освещение русского хоккея в этом сезоне. Что же касается печатных СМИ, то в Екатеринбурге есть замечательное цветное издание "Спорт-Аншлаг", традиционно много места отдающее бенди. Единственный его недостаток - региональность распространения. Среди центральных же газет "Известия" посвятили статью 95-летнему юбилею Аркадия Чернышова, 4-кратного обладателя Кубка страны по хоккею с мячом - старейшего в России трофея в игровых видах спорта. Здесь говорится и о его соратнике Всеволоде Боброве, который дважды становился чемпионом страны по русскому хоккею, и уже после этого стал заниматься и хоккеем канадским. Самое же заметное преображение из российских газет произошло со старейшим спортивным изданием "Советский спорт" - он стал выходить в цветном варианте несмотря на экономический кризис. Такое новшество сделало его вновь явным лидером в своем деле, ведь газета продолжает выделяться и низкой ценой. Можно только поздравить "Советский спорт" с таким успехом, ведь это своего рода вознаграждение за многолетнюю преданность русскому хоккею. 22.03.09.Первенство России по хоккею с мячом 2008\2009 годов. 1 лига, финал, г. Богданович Свердловской обл., март 2009 года.
№ п\п Хоккейный клуб 1 2 3 4 5 6 7 Игр Побед Ничьих Поражений Мячей Очков Место 1 "ХК Боровичи" (Боровичи, Новгородская обл.) 4:4 5:5 5:3 9:3 8:4 17:3 6 4 2 0 48-22 14 1 2 "Факел" (Богданович, Свердловская обл.) 4:4 3:2 2:8 7:5 5:3 11:1 6 4 1 1 32-23 13 2 3 "Акжайык" (Уральск, Казахстан) 5:5 2:3 ☼ 2:1 6:4 5:2 7:3 6 4 1 1 27-18 13 3 4 "Восток" (Арсеньево, Хабаровский край) 3:5 8:2 1:2 10:6 6:4 12:6 6 4 0 2 40-25 12 4 5 "Водник-2" (Архангельск) 3:9 5:7 4:6 6:10 10:4 8:7 6 2 0 4 36-43 6 5 6 "Зоркий-2" (Красногорск, Московская обл.) 4:8 3:5 2:5 4:6 4:10 4:2 6 1 0 5 21-36 3 6 7 "Уральский трубник-2" (Первоуральск) 3:17 1:11 3:7 6:12 7:8 2:4 6 0 0 6 22-59 0 0
Футбол
СТАРТ СЕЗОНА
Играми в Высшей лиге стартовал футбольный сезон в России - в первом туре пермский "Амкар", благодаря которому на Урал в этом году вновь придут Еврокубки, сыграл вничью 0:0 с "Ростовом", неожиданно для всех не сумев переиграть в родных стенах дебютанта премьер-лиги. В первой лиге национального первенства Урал представляет одноименный клуб из Свердловской области, который волею календаря будет совершать выезды и принимать гостей в паре с новосибирской "Сибирью". Во второй лиге получивший новое название ФК "Челябинск" проводит первые товарищеские матчи: бывший челябинский "Зенит" поочередно переиграл курганский "Тобол" 5:2 и "Металлург" из Кыштыма со счетом 2:1.
21 марта ФК "Челябинск" на искусственном поле Центрального стадиона принимал миасский футбольный клуб "Торпедо". Игра началась атакой "Челябинска" по левому флангу - ее быстро погасили торпедовцы и перевели мяч в зону защиты хозяев. Первый опасный момент в матче возник уже на 2-ой минуте игры, когда удар торпедовца с левого угла штрафной отразила лишь левая штанга ворот "Челябинска"! Поначалу гости выглядели уверенно и даже имели небольшое преимущество - на 10 -ой минуте в одной из их атак путь мячу преградил главный судья, оказавшийся меж игроков на траектории полета мяча. А на 16-ой минуте матча после навеса со штрафного с правого фланга счет все же открыли хозяева. Постепенно стал сказываться более высокий класс хозяев и не очень сильная линия обороны гостей - раз за разом "Торпедо" оставляло в своей штрафной игроков "Челябинска" в опасном одиночестве, что привело на 19-ой минуте игры к увеличению счета до 2:0 после удара из штрафной слева. А на 21-ой минуте хозяева нанесли красивый дальний удар справа из-за пределов штрафной, который пришелся в левую штангу! Выделялся активностью 20-ый номер "Челябинска" на правом фланге атаки, от которого исходило большинство угроз воротам "Торпедо" - на 24-ой минуте он нанес прицельный удар, на 27-ой минуте после его навеса несильный удар отразил вратарь миассцев, а еще через 10 минут состоялся очередной опасный навес с того же фланга с участием того же игрока. Вскоре через минуту в результате прострела с левого фланга 18-ый номер челябинцев сделал счет 3:0. За 2 минуты до конца первого тайма правый защитник "Торпедо" получил желтую карточку за фол против челябинца, а завершились начальные 45 минут встречи опасной атакой хозяев.
Второй тайм матча прошел в более спокойной атмосфере, когда в исходе игры уже никто не сомневался. Он запомнился лишь небольшой перепалкой между двумя футболистами соперничающих команд, желтой карточкой 11-го номера "Торпедо" на 67-ой минуте матча, а также двумя курьезными моментами. Сначала игрок "Челябинска" потерял бутсу и был вынужден обороняться в одном "ботинке", держа второй в руке, пока игра не была остановлена. А в середине тайма курьез произошел с судьями - "Торпедо" проводило двойную замену, и боковой судья не заметил, сколько заменяемых игроков покинуло поле. В результате миассцы некоторое время играли вдесятером, а главному судье пришлось провести их поголовный пересчет перед выпуском на поле второго "новенького". Лучшим же игроком матча можно назвать Ломова - 18-ый номер "Челябинска" вышел на замену после перерыва и установил окончательный счет 5:0, забив два гола на 66-ой и 90-ой минутах матча, в последнем случае замкнув удачный прострел партнера слева. Хотя главный тренер хозяев остался не очень доволен его действиями, также как и невысокой скоростью всей своей команды. Наставник "Челябинска" выделялся тем, что руководил игрой своей команды в стиле тренера "Манчестер Юнайтед" Алекса Фергюсона с верхнего сектора трибуны в отличие от визави из Миасса, который как и вся его команда находился у тренерской скамейки. Если на груди футболистов "Торпедо" красовалось название спонсора "УралАЗ", то челябинцы несмотря на смену названия ФК носили на груди старую эмблему "Зенита". Впрочем и трибуну Центрального стадиона по-прежнему украшает большая надпись с прежним названием клуба, а болельщики используют шарфы и речевки со словом "Зенит". Зрителей было не так уж и мало, учитывая товарищеский характер встречи - около 200 человек, не считая милиционеров с собаками. Одной из причин поражения миасского "Торпедо" можно назвать старомодную систему их игры, при которой в линии защиты было лишь три игрока, которым к тому же не спешили на помощь полузащитники при быстрой потере мяча. ФК "Челябинск" же использовал довольно традиционную сегодня схему 4-4-2, которую, как сказал руководитель пресс-службы ФК "Челябинск" Андрей Михайлов, планирует придерживаться весь сезон. Первую официальную игру в рамках чемпионата России во второй лиге ФК "Челябинск" проведет на своем поле 26 апреля против ФК "Тюмень".
В Премьер-лиге в тот же день состоялся второй тур чемпионата России, в котором играли сразу два футболиста, некогда выступавших в Челябинске. Один из них бывший игрок челябинского "Спартака" Дмитрий Торбинский вновь приглашен Гусом Хиддинком в сборную страны, которая 28 марта в отборочном матче чемпионата мира примет в Москве сборную Азербайджана. "Летучий голландец", посетивший в минувшем сезоне с официальным визитом Екатеринбург, недавно возглавил еще и английский суперклуб "Челси". Он уже вывел CFC в следующий раунд Лиги чемпионов, где в четвертьфинале "синих" ждет очередная принципиальная "заруба" с "Ливерпулем", а в национальном английском чемпионате "сел на хвост" лидеру "Манчестер Юнайтед". После того как последний уступил дома все тому же "Ливерпулю" с разгромным счетом 1:4, отрыв М.Ю. от "Челси" и "Ливерпуля" сократился до 4 очков, правда чемпион Англии провел пока на 1 игру меньше. В мини-футбольном же чемпионате России впервые в истории Урала на чемпионство претендует екатеринбургский "ВИЗ-Синара", создавший уже солидный запас от чемпиона страны "Динамо-Ямал", за бронзовые награды спорят два других представителя Уральского федерального округа МФК "Тюмень" и "Югра". 22.03.09.
Футбол, 21 марта, товарищеский матч: ФК "Челябинск" - "Торпедо" (Миасс) - 5:0 (3:0), голы - Сергиенко, Подалянчик, Иванов, Ломов (2). Чемпионат России: "Крылья Советов" (Самара) - "Амкар" (Пермь) - 1:0, чемпионат Англии: "Тоттенхэм Хотспур" - "Челси" - 1:0.
FORMULA ONE
"ОБАМА" ФОРМУЛЫ 1
Большой приз Бразилии 2 ноября должен был определить имя 30-го чемпиона мира по автогонкам Формулы 1. Разрыв в 7 очков перед заключительным этапом сезона между англичанином Льюисом Гамильтоном и бразильцем Фелипе Массой отдавал преимущество британцу, ведь его устраивало даже пятое место, тогда как хозяина трассы - только победа.
И все же результаты квалификации на трассе в Сан-Паулу давали надежду местным болельщикам - Масса на "Феррари" занял поул-позишн с отрывом в 0,4 секунды от второго в квалификации Ярно Трулли, Гамильтон на "Мак-Ларене" - лишь четвертую стартовую позицию. Еще одну интригу в борьбу вносила сырая погода. Хотя большинсво машин ушло в гонку на дождевой резине, мокрая трасса выбила из борьбы на старте лишь одного участника - шотландский ветеран Дэвид Култхард досрочно завершил свою прощальную 246-ю гонку Формулы 1. По случаю своих проводов он даже сменил окрас своего болида на абсолютно белый с надписью, призывающей к благотворительности - по завершении спортивной карьеры он возглавит созданный им фонд по исследованию заболеваний спинного мозга, однако болельщикам не удалось долго лицезреть на оригинальную машину. После старта трасса начала подсыхать и в районе 10-го круга все участники стали заезжать в боксы для замены резины на псевдослик, которого не будет на машинах в следующем году в связи с новыми правилами (его заменит стандартный слик). Пока асфальт не высох окончательно, некоторые из болидов на сухом типе резины поначалу совершали умеренные "танцы на льду", однако вскоре в гонке воцарился статус-кво, царивший почти до финиша: Масса - лидер, Гамильтон - пятый. Этот расклад устраивал англичанина и ближе к концу гонки члены его команды в боксах готовились было его поздравлять, когда вдруг самолюбивая погода вновь напомнила о себе. Опять начал накрапывать дождик и перед пилотами встала дилема - либо заезжать на пит-лейн для обратной замены покрышек на дождевые, либо дотянуть до финиша на псевдослике, рискуя потерей времени и вылетом с мокрой трассы. Большинство все-же предпочло не искушать судьбу и заехать лишний раз в боксы, после чего устраивающий "Мак-Ларен" расклад вновь восстановился и, казалось, что клетчатым флагом на финише доверят махать родственникам Гамильтона (перед гонкой владелец "песочницы Ф1" Берни Экклстоун заявил, что эта почетная процедура будет доверена родителям того пилота, который станет чемпионом мира)... Тем и прекрасен спорт, что непредсказуем - ровно за два круга до окончания гонки на прямой старт - финиш к вещей радости трибун и миллионов телезрителей совершенно неожиданно для всех и прежде всего для Льюиса Гамильтона его обогнал новая восходящая "звезда" Германии Себастьян Феттель. Нужно было видеть, что в этот момент творилось в боксах "Мак-Ларена" и "Феррари" - одни хватались за голову, другие принялись ликовать, предвкушая чемпионство Массы... Все попытки британца отвоевать обратно "золотое" очко натыкались на неприступный отпор Феттеля, который в этом сезоне уже преподнес один сюрприз, впервые выиграв Большой приз Италии... Все перевернулось - теперь казалось уже, что чемпионство в "кармане" у Фелипе Массы... Однако это еще не было развязкой сюжета - за два поворота до финиша (!) мы забыли о другом немце Тимо Глоке, который совсем недавно выигрывал у идущих пятым-шестым Феттеля и Гамильтона порядка 10 секунд. Но он не сменил резину и был настигнут на мокрой трассе преследователями буквально перед финишной чертой - важно не то, что его обогнал Феттель, а то, что его прошел и Гамильтон, и вновь выйдя на заветное пятое место, впервые стал чемпионом мира! Победа Массы на родной трассе не принесла ему титула и он не скрывал слез на пьедестале, утешаемый занявшими второе и третье места в гонке чемпионами мира последних лет Фернандо Алонсо из команды "Рено" и напарником Фелипе Массы Кими Райкконена из "Феррари". Итальянская "скудерия" завоевала свой 16-й Кубок Конструкторов, а Льюис Гамильтон, поздравляемый владельцем "Мак-Ларена" Роном Деннисом, стал первым в истории Формулы 1 темнокожим чемпионом мира. Сторонники Мартина Лютера Кинга и Нельсона Манделы могут сделать в истории своего движения еще две записи, добавив к этому списку сначала Льюиса Гамильтона, а через три дня - Барака Обаму, ставшего 44-ым президентом США. Символично, что "Мак-Ларен - Мерседес" принес победу самому молодому победителю чемпионата мира (23 года) на родине его соперника, а сам Гамильтон выступает в шлеме великого бразильца - его расцветка практически совпадает с окраской шлема Сенны - синяя и зеленая горизонтальные полосы на желтом фоне. Расположенный рядом с редакцией UW автосалон "Даймлер-Бенц" предлагает единственную здесь спортивную модель, которая произведена на заводе... в Бразилии - новое купе CLC200. Как заявляют его представители, привоз в Челябинск чемпионского болида не планируется. 3.11.08.
ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА
Сегодня экономистам набило оскомину понятие "деривативов" - производных от рыночных инструментов, обрушивших финансовый мир. В автоспорте такими производными стали компьютерные игры - появившиеся в конце восьмидесятых-начале девяностых они по большей части имитировали "формульные" гонки и были далеки от эталона. Однако ситуация менялась по мере усложнения симуляторов вместе с развитием компьютеров и трехмерной графики.
В конце ХХ - начале XXI века появились гоночные игры, по популярности и коммерческому успеху уже дававшие фору многим реальным гоночным сериям. Более того, в основном это был уже пиар "рэйсинга" технических классов, конкурирующих с Формулой 1. Скажите, кто из молодежи не увлекался Need for speed; совсем недавно компьютерные салоны горели симулятором MotoGP URT на экранах мониторов; а лично я полюбил в свое время продукт SEGA GRAND PRIX (не путать с игровой приставкой SEGA!) с борьбой на спортивных "кузовах". Все названные гоночные симуляторы наряду с многими другими объединяет сегодня одно - ночные гонки. Можно даже сказать, что именно ночные гонки являются той изюминкой, которая привлекает новых поклонников. И Формула 1 не могла не замечать этой тенденции на фоне падения зрительского интереса к собственным "гран-при" - единственным фактором, гарантировавшим остроту борьбы здесь, был дождь, а в "сухую" погоду интерес повышали лишь городские гонки. Но такая мощная структура, как F1 Organisation, не могла зависеть от капризов погоды и взяла на вооружение достижения своих "отпрысков" - компьютерщиков, создавших свои гоночные серии.
Появление первой "ночной" гонки в календаре чемпионата мира в классе Формула 1 можно назвать ответом на веления времени и Большой Приз Сингапура, прошедший 29 сентября, только начало новой традиции. Накануне старта были опасения, что искусственное освещение окажется единственным фактором, обеспечивающим интерес, а сама гонка будет такой же скучной, как и другой "городской" дебютант Валенсия, что гонщики, утомленные поздним часом, не будут стремиться к борьбе, а зрители, спешащие на последний трамвай, покинут трибуны под конец. Пессимистичные прогнозы оказались напрасными - трасса, полностью закованная в кольцо отбойников, преподнесла много сюрпризов гонщикам. Именно о них разбился "Рено" бразильца Нельсиньо Пике на одной из многочисленных "переставок", очень похожей на стены Монреаля. После его аварии на трассу выехал серебристый "Мерседес" с мигалками на крыше и тут началось... Пока "пейс-кар" тормозил пелетон, гонщики стали совершать "пит-стопы", и для лидера гонки Фелипе Массы он оказался роковым. "Феррари" бразильца умчался из боксов, забыв воткнутый в бензобак шланг, обрывок которого, расплескивая топливо, сбил одного из механиков команды. Только в конце "пит-лайна" Масса заметил "присосавшегося удава" и остановился, но члены команды явно не готовились к спринту, и пока они добежали до его машины и отцепили шланг, время ушло. Интересно, что думал в этот момент напарник Массы Кими Райкконен, который стоял следом за ним в ожидании дозаправки - вспоминал ли свой недавний инцидент в боксах в Валенсии? Позже в боксах случится подобное недоразумение и с Дэвидом Култхардом, с тем только отличием, что он вовремя остановится, не успев уехать - механики выдернут шланг, и он не много потеряет.
После такой невезухи у Массы (а вспомните, как ему не повезло в Венгрии) победитель квалификационных заездов окажется в хвосте пелетона и не сможет бороться уже не только за победу, но и за очки. Лидерами попеременно становятся немец Нико Розберг на "Вильямс-Тойоте", итальянец Ярно Трулли на "Тойоте", а после ряда штрафных и плановых заездов на "пит-лейн"... испанец Фернандо Алонсо, стартовавший с 15-ой позиции. Трасса в Сингапуре изобилует поворотами на 90 градусов, не очень приятными для гонщиков, зато она одна из тех немногих двадцати в календаре чемпионата, что имеет направление движения против часовой стрелки (такой тип трасс характерен скорее для большинства российских и американских гонок). Новая трасса стала рубиконом для многих пилотов - машину того же Массы уже в качестве аутсайдера заносит в медленном повороте вплотную к отбойнику, а через мгновение после того, как он покинет это место, в "забор" влетит болид немца Адриана Сутиля. Его машина окажется разбитой, и для ее эвакуации потребуется второй выезд "пейс-кара". Двукратный чемпион мира Алонсо доведет свой "Рено" до первой победы в сезоне, вторым станет сын чемпиона мира-1982 Нико Розберг, а третьим - лидер чемпионата британец Льюис Хэмилтон на "Мак-Ларен - Мерседес", увеличив таким образом свое преимущество над Массой с 1 до 5 очков в чемпионате.
Трудности, сопутствующие Массе на пути к титулу чемпиона, вызывают уважение у болельщиков - вспомним как в свое время росла популярность у невезучего Найджела Мэнсела. Правда, соотечественник последнего Хэмилтон также успел испытать в этом сезоне обиду от дисквалификации (не помогла даже апелляция), а в прошлом упустил титул в последней гонке. Не знаю, доволен ли таким исходом хозяин "песочницы" Ф1 англичанин Берни Экклстоун (думается, что да), но в том, что продажи компьютерных симуляторов Формулы 1 возрастут после этой гонки, можно не сомневаться. 29.09.08. Формула 1 на Урале
P. S. В эти же дни ушел из жизни автогонщик, актер, благотворитель, обладатель двух "Оскаров" Пол Ньюмен.
БОЛЬШОЙ ПРИЗ ВЕНГРИИ - 2008
Накануне 11-го этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин Формула 1 всех интересовал вопрос, сможет ли организовать погоню идущий вторым в общем зачете пилотов Филипе Масса за лидером Льюисом Хэмилтоном, а также что предпримет действующий чемпион мира Кими Райконен, чтобы отстоять свой титул в этом сезоне, и, наконец, являются ли претензии пилотов БМВ на борьбу за чемпионство обоснованными.
Масса сразу заявил о себе, обойдя на старте стоявших на первой линии пилотов "Серебряных стрел". Он уверенно возглавлял гонку большую часть дистанции, а после того как Хэмилтон, проколов колесо, был вынужден заехать в боксы, должен был побеждать и возглавлять еще и общий зачет чемпионата мира. Но... когда до финиша оставалось проехать три круга из 70 возможных, двигатель его "Феррари" на прямой "старт-финиш" прямо на глазах у изумленной команды изверг остатки испаряющейся жидкости и вынудил остановиться машину, проливающую на асфальт шлейф горячего масла. А Хэмилтон после замены колеса успешно приехал в очковую зону и укрепил свое лидерство в чемпионате.
Масса - первый бразилец со времен Сенны, реально претендующий на чемпионство, а Бразилия - это страна, которая пытается настичь Великобританию по общему количеству завоеванных чемпионских титулов в личном зачете. В этом аспекте противостояние бразильца Массы и британца Хэмилтона приобретает еще одну интригу. Впрочем, вместе с Массой Британию пытается настигнуть и Италия, которую представляет "Феррари" - единственная страна, способна догнать англичан по общему количеству чемпионских титулов среди "конюшен" в личном зачете (при всем уважении к Кубку Конструкторов победа здесь намного престижнее наряду с пилотами и для заводов). Такое уникальное совпадение - Италия как представитель моторостроения и Бразилия как представитель спортсменов впервые в истории Формулы 1 совместно пытаются оспорить гегемонию Великобритании - случилось именно в этом сезоне. Конечно, чтобы догнать англичан, "вечно вторым" странам нужно завоевать еще не один титул, но главное - положить почин, и нынешний год как нельзя лучше располагает к этому. Наблюдая за этой эмоциональной борьбой, мы упустили из виду чемпиона мира - "Айсмен" спокойно привел "Феррари" к третьему месту, пропустив лишь Ковалайнена и Глока (для обоих это первый подобный успех) и вплотную приблизился к лидеру чемпионата. Очевидно, что чемпионский титул будет разыгран между Хэмилтоном, Райконеном и Массой, только в отличие от прошлого года внутрикомандная борьба идет уже в "Феррари", и пилот "Мак-Ларена" может этим воспользоваться.
Гонщики "бумеров" в Венгрии были на вторых ролях, продемонстрировав, что в этом сезоне за чемпионство они бороться не будут. И хотя БМВ входит в тройку лидеров в командном зачете, практика показывает, что Кубок Конструкторов выигрывает обычно та "конюшня", пилоты которой сражаются за чемпионство.
Самый титулованный в этом году гонщик двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо проводит свой не лучший сезон. В Венгрии он вновь не блеснул, хотя и не провалился, набрав небольшие зачетные очки. Дело не только в не очень сильной "Рено", но и в психологическом спаде, следующим за громкими победами.
Собравшиеся в легендарной команде сыновья экс-пилотов Ф1 Нико Розберг и Кензуки Накаджима и на "Хунгароринге" показали, что не достигнут высот своих знаменитых отцов. Лишь Нельсинью Пике отстаивал честь династий, показав неплохой результат и в квалификации, и в гонке. 4.08.08.
"МЕДВЕДЬ" ВСТАЕТ НА ДЫБЫ
|
ЖЕРТВЫ АВТОПРОБЕГА Трагедией закончилась 5000-километровая автоэкспедиция Иркутск - Якутск - Магадан, организованная Клубом семейных путешествий "Байкальское кочевье". Как сообщает портал GazetaYakutia.Ru, 28 июля на трассе "Колыма", преодолев большую часть пути экспедиционный автомобиль "Нива", ведомый 44-летней автолюбительницей Еленой Веселковой, совершил лобовое столкновение с инкассаторским УАЗом, выехавшим на полосу встречного движения. В результате ДТП участница экспедиции погибла на месте, а пассажир "Нивы" - 43-летний журналист Михаил Дронов с тяжелыми ранениями доставлен в больницу. 29.07.08. ОТДЫХАЮЩАЯ НА ПРУДУ ПОГИБЛА ОТ ВОДНОГО СКУТЕРА В Екатеринбурге 25
июля во
время катания на водном мотоцикле "аква-гонщик" налетел на толпу
купающихся на Верх-Исетском пруду, в результате чего один человек погиб.
Экстремальный вид отдыха широко распространен сегодня в России, но
этот случай выделяется и тем, что "водитель-экстремал", виновный в
гибели женщины, с места трагедии скрылся. Кроме любителей водные
скутера востребованы спортсменами, многие из которых организуют на
берегах тренировки и коммерческий прокат. ГИБЕЛЬ МОТОКРОССМЕНА
Другой спорт: |
|
|
Можно порекомендовать РенТВ взять на вооружение еще одно советское достижение - столь любимые в те годы вырезки "неинтересных моментов", но тогда время передачи в эфире сократится, а это уже неэффективно с точки зрения рекламы. |
|
И все же нас интересовало, насколько продвинулась Формула 1 в техническом
плане за эти годы. Если говорить о компоновке и дизайне, опуская
удлинившиеся и сузившиеся параметры габаритов, то они принципиально не
изменились за двадцать лет, только толщина стенок кокпита вокруг пилота
выросла по соображениям безопасности. Аэродинамика, конечно, стала
намного разнообразнее и изощреннее, но главный принцип "подвешенного"
под носом переднего антикрыла, впервые появившегося в начале девяностых
на "Тирреле" новичка Жана Алези, сохранился, также как консервативная
компоновка заднего антикрыла. За эти годы мы наблюдали лишь, как нос
кокпита пытался "оторваться" от прижимающей плоскости, развивая идею
инженеров Кена Тиррела. |
|
|
|
1-я страница 3-я страница 4-я страница 5-я страница