Под Екатеринбургом найдены останки древнего
человека. Его захоронение расположено рядом с
племенной пещерой близ места жертвоприношений
предков жителей Урала. Среди восторгов по поводу
редкой находки слабо слышимы версии его смерти -
возможно, это был богатый украшениями пришелец,
убитый аборигенами. В этой связи хотелось бы
призвать людей выходить из культурного оцепенения и
идолопоклонства древним божкам. Современная литература
также до сих пор находится в заблуждениях,
которые порождены советскими мифами и вводит в такое же
заблуждение других. Но иногда бывают моменты, когда нужно
называть вещи своими именами.
В словосочетании "культ личности" определяющим является первое слово,
культ возник не на пустом месте, а как "замена" самодержавию,
когда после отступничества от Богом данной власти у народа появилась потребность в "сильной руке". Правда, в отличие от
Романовых, Сталин пришел к нам не от сил небесных, а из
подземной преисподней, но для идолопоклонства требовалось
создавать истуканы "аналогично" иконописи в христианстве. Если
первые литературные писатели большевизма еще мельчили и были
далеки от талантливой осанны Сатане, то уже к концу
тридцатых годов появляются первые творцы. Не случайно Михаил
Булгаков был неприкасаемым среди всеобщих писательских
"чисток". Его Воланд предстает защитником угнетенных и едва
ли не "праведником", всесильной рукой творящим
справедливость, а "мясники" НКВД - "ангелами", исполняющими
его волю. Конечно, Булгаков понимал, в каком времени жил, и
создавал свое произведение со многими смыслами, и зеркальные
московским главы о Иешуа его оправдывают. Многозначительность свойственна любому талантливому
произведению, и интерпретаций "Мастера и Маргариты" в
искусстве будет еще много. Покойный А. И. Солженицын писал,
что из-за цензуры великое произведение Михаила
Булгакова было издано со значительными купюрами,
и возможно поэтому
главной ролью произведения для того времени стала
мифологизация загробных сил, когда "черные
воронки" мистифицировались в воспитанной по большей части
еще на православной вере стране и преподносились как кара
небесная и возмездие за грехи прошлого, моральное оправдание
непротивлению злу силой, воландские ночные "крылья".
Особую роль в новом значении литературы занимает в это время сказочник
Павел Бажов. Нужно сказать, что не он был первооткрывателем
этой темы. Языческие эпосы русичей и былины о духах древних
народов Урала были уже известны литературе Российской
империи. Сказы о дохристианских поселениях, где отсутствуют
иконы, молитвы и деревенские приходы, даже для сталинских
времен - нонсенс, а шаманские заклинания и ритуалы вокруг
подземных "вогульских цариц" и духов гор хранят свое место в
музеях этнической истории севера. Но во времена
православного миссионерства, когда Российская империя
расширялась за счет крещения языческих племен и
повсеместного сжигания идолов, тема дохристианской Руси и
рассказы про обычаи и культы таежных аборигенов были редки
в литературе, а церковью считались едва ли не богохульными.
Однако этот историко-культурный пласт не мог быть постоянно
в забвении. Пришедшая в 1917 году власть позволила
интерпретировать тему язычества и идолопоклонства в новую
форму. Бажовские сказы стали одной из таких скрытых форм, поскольку
и коммунисты считали танцы вокруг костра и заклинания под
бубен пережитком прошлого. Безусловно, Бажов писал свои
произведения, имея под рукой обширный историко-этнический
материал обычаев народов Уральских гор, а также
свидетельства о подземных кровавых застенках демидовских
заводов. Всплеск интереса к этой теме мы наблюдаем и
сегодня, когда мистифицируем любую смерть в глубинах
Уральских гор, как, например, в случае с давней гибелью
туристов на мансийской "горе мертвецов". На мой взгляд,
такой подход ошибочен, если не сказать преступен. Нельзя
ссылаться на "безобидные" сказки и обычаи, когда
происходят "загадочные" смерти, в этом случае получается
оправдание убийств, а мистификаторы превращаются в жрецов "вуду".
Павел Бажов также прекрасно понимал "двусмысленность" всякой литературы,
тем более в его время, и что называется, "на всю катушку"
использовал данный ему временем материал и талант. Он не
"опошляет" произведения политикой, оставляя таким образом
свои сказы весьма привлекательными, хотя кто-то может
найти в них классовость. Я очень много бродил по бажовским
местам сегодня, когда под ногами повсюду те же зеленые
камни, а улицы сохранили дореволюционный "деревянный" быт.
Единственное отличие от его времени - вновь выросли и
засияли куполами разрушенные церкви. Правда, как это ни
странно, люди по большей части так и не обратились к Богу, и
по прежнему продолжают жить укорененным здесь язычеством.
Глупые, бесчеловечные ритуалы, а Бажов только оправдывает
такое существование. Повсеместная идеализация пьянства,
которое ведет к еще большему греху. Мало того, местный
губернатор собирается ввести в области "дни пива",
перенимая культурный опыт своей исторической родины. Но как
известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. И наоборот.
Может, он тоже считает местных лишь аборигенами "чудью"
- народом, жившим здесь с незапамятных времен,
тысячелетние останки поселений которых найдены здесь на
горе недалеко от дома Бажова. Тогда необходимы не "фестивали
пива", которые и так идут здесь ежедневно, а новое крещение.
Но вернемся к Бажову и Сталину. Если после революции в государственной
культуре потребовался Антихрист, то логичным продолжением
этого мифа должно было быть появление его "матери", ведь
любая вера сильна при сочетании мужского и женского начал.
Как вы наверное уже догадались, такой "антибогоматерью"
стала Хозяйка Медной горы - властитель судеб людей, от
которой нет спасения и можно надеяться лишь на ее милость.
При этом ее избранниками становятся ни абы кто, а
талантливые личности, которые, дойдя в творчестве до
определенной вершины, бесследно исчезают. И не надо
спрашивать куда - не удел простых смертных задавать такие
вопросы. Ее идеализации способствует нечеловеческое
происхождение, а подмене на Богоматерь - каменная
непорочность. При этом читателю, как и в случае с Воландом,
предлагается самому решить вопрос о правильности героя. Нет
однозначного осуждения холодной красавицы, как у Андерсена
Снежной королевы, "величие" которой будет растоплено в
финале человеческой любовью. Писатель оставил жить каменную
царицу, и многие, особенно дети (и не только), до сих пор
улавливают ее возникающие тени. Это можно сравнить с
телепередачей "Дом-2" - одни "верят" в Ксению Собчак и
всерьез считают, что так можно жить (и опять же не только
дети), а другие понимают, что это всего лишь сказка и
Данилу-мастера с суженой ждет страшный конец.
Говоря о творчестве Бажова в контексте советского воспитания, нельзя не
сказать и о роли его произведений на детские умы. Не будет
преувеличением сказать, что большинство нынешнего взрослого
населения выросло в том числе и на его сказах. В этом смысле
"безбожный" Бажов был настоящей находкой для руководителей
коммунистического времени (хотя точнее назвать его
"языческим", что впрочем одно и то же). Для
любителей же поклонения драгоценностям и для
накопителей "златых гор" Хозяйка Медной горы намного
более благородный "золотой кумир", чем плебей Остап
Бендер, который триумфально вырастает в стране в
виде памятников.
Хозяйка Медной
горы живет сегодня в некоторых женщинах,
оправдывая свое безбожие и многоженство, а
подчас и убийства. Женский вариант маленького
человека, которого изнутри "пожирает" Наполеон.
Не знаю, есть ли определение у этой болезни у
врачей-психотерапевтов, но я бы назвал ее
"синдромом Хозяйки Медной горы". Наблюдаемых фактов слишком много, чтобы не замечать
- женщина, которая с одной стороны нуждается в
мужчинах, а с другой - ненавидит их до
болезненного состояния.
И ведь нет
даже для нее маминовских
оправданий о защите от душегубства, которые возникают в
эпилоге "Отравы", только поиск повода для новых
невинных жертв.
5.08.08.