МОЛОДЕЖЬ РЕМОНТИРУЕТ ЦЕРКОВЬ
Вознесенская
церковь Екатеринбурга одна из старейших на Урале - в прошлом году
она отметила 215-летие. Сегодня она постепенно ветшает, теряя богообразный внешний вид. На фоне расположенного поблизости нового
Храма на крови, сияющего золотыми куполами, контраст особенно
заметен, особенно для прихожан, исторически сложившаяся численность
которых очень велика. 19 сентября молодые священники и прихожане
Храма на Вознесенской горке организовали добровольческую акцию по
восстановлению внешнего вида Храма. Они занимались оштукатуриванием
стен, покраской ограждения, уборкой территории.
Мероприятия были посвящены 6-летию молодежного клуба "Вознесение"
при Храме и Евангельских чтений. Это не первая и не последняя
подобные акции. Всенародное восстановление церкви будет идти и в
дальнейшем, демонстрируя живость и трудолюбие духовного сообщества
Урала, ведь в ней участвовали не только екатеринбуржцы, но и жители
Свердловской области, Челябинска и других городов, в том числе
журналист URAL WEEK. К благотворительной
акции не осталась равнодушной и екатеринбургская пресса - многие
FM-радионстанции рассказывали о ней в
режиме он-лайн, а телевизионный "4-ый канал" выпустил сюжет в
вечерних новостях. Храм в честь Вознесения господня на улице Карла Либкнехта в
Екатеринбурге заложен 16 мая 1792 года. Первоначально построенный в
стиле барокко, сейчас представляет собой двухэтажную шестипрестольную каменную церковь. Нижний Храм в честь Рождества
Пресвятой Богородицы освящен 2 сентября 1801 года, верхний Храм в
честь Вознесения Господня освящен 25 июля 1818 года. После
коммунистического переворота 1917 года Храм стал свидетелем
расстрела царской семьи в расположенном поблизости Ипатьевском доме
и в 1926 году был закрыт. За это время в здании церкви размещались
школа и краеведческий музей, но в 1990 году "временщиков" вымели из
стен Святого дома, как исторический "мусор", и вернули здание
церкви, главный храм
которой освящен 2 мая 1991 года. Это одно из
первых мест в Свердловске, где в посткоммунистическое время
возобновились службы, обряды исповедания и причащения и многие
верующие еще с тех пор стали его постоянными посетителями. В наши
дни благодаря университетскому (вокруг Храма расположены Уральский
госуниверситет, сельскохозяйственный вуз, консерватория, музыкальное
училище имени Чайковского...) и театральному соседству (недалеко
оперный, кукольный и Коляда-театры, ТЮЗ и музкомедия) в Храме
заметную роль играют студенческая и культурная паствы, а благодаря
расположенности на лобном месте его купола видны далеко по всему
городу, даже на такой окраине, как Уралмаш. Через два дня
после молодежной акции 21 сентября православная церковь отметила
Рождество Пресвятой Богородицы, а 27 сентября праздник Воздвижения
Животворящего Креста Господня. 20.09.08.
ВОЗВРАЩЕНИЕ АНДРЕЯ
ПЕРВОЗВАННОГО
Когда
Иоанн Предтеча начал проповедовать на берегах Иордана, апостол
Андрей со своим братом Симоном (впоследствии апостолом Петром), не
пожелавший вступать в брак и занимавшийся до этого рыболовством,
последовал за пророком. Во время крещения у Иоанна Крестителя Иисус
Христос заметил двух братьев и позже принял в свои ученики.
После Воскресения Сына Божия
апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для
проповеди Евангелия и путь святого Андрея оказался одним из самых
дальних. Первозванному Господню ученику выпали для благовестия
греческие области Фессалия и Ахаия, Фракия в Юго-Восточной Европе,
побережье Мраморного моря Пропонтида, Вифиния, в которую входило
Причерноморье с Крымом, Кавказом и Закавказьем, а также земли саков
и предков славян скифов. За веру и проповедь, обратившую
ко Христу многие народы, апостол Андрей был распят в древнем городе
Патры, расположенном у Коринфского залива. Во время казни он был не
прибит, а привязан ко кресту, устроенному особым образом - наискосок
в виде буквы Х. Андрей Первозванный, дошедший с христианским учением
до Киевских гор, считается покровителем российских земель. Со времен
Петра I Андреевский флаг в виде голубого
креста формы Х на белом фоне сделал своим стягом русский
военно-морской флот. В 1884 году ковчег с частицами мощей
апостола Андрея Первозванного и великомученика и целителя
Пантелеймона был пожертвован иноками Андреевского скита святой горы
Афон Свято-Троицкому храму Челябинска в вечное владение. Однако
после большевистского переворота 1917 года в октябре 1929 года
Свято-Троицкий храм Челябинска был закрыт, его имущество
разграблено, а ковчег, в который входит серебряная маска с ликом
святого апостола и часть его лобно-височной кости, покинул пределы
Урала. Во время Великого поста 2008 года в
Троице-Сергиевой лавре были обнаружены святые мощи апостола Андрея
Первозванного и по благословению Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II после крестного хода
по городам России 24 сентября вернулись в Челябинск. На центральной
площади города их встречали тысячи верующих, духовенство, глава
города Михаил Юревич. Удивительно было слышать тишину,
наступившую в рабочий день в центре города в час пик, когда
транспорт был остановлен, а многочисленные священники и паломники с
хоругвями и церковными песнопениями направились от места встречи
мощей на площади с крестным ходом по городу к месту их временного
выставления в Свято-Симеоновский храм Челябинска. Журналист
URAL WEEK был также участником крестного
хода на всем его протяжении. Поначалу процессия двигалась
по пешеходному отрезку улицы Кирова, давно ставшей местом отдыха
горожан и гостей города и прозванной Арбатом (приезжавший в
Челябинск мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что эта зона отдыха
значительно превосходит московский аналог Кировки). Можно было
наблюдать, как людской поток, двигавшийся за мощами, постоянно
увеличивался, в том числе за счет отдыхавших на Арбате.
Затем крестный ход продолжил свое движение по проезжей части улицы
Кирова, миновав реку Миасс по вновь построенному мосту. Движение
машин здесь было остановлено, а процессию верующих возглавлял
микроавтобус с динамиками, из которых лился колокольный звон. Когда
колонна достигла Свято-Троицкой церкви, в которой и хранилась раньше
святыня, он превратился в настоящий колокольный звон, которым
приветствовала возвращение мощей церковь. Ненадолго крестный ход
остановился, и подумалось, что сейчас он будет завершен, однако,
совершив религиозный ритуал поклонения куполам, он двинулся дальше
по улице Кирова. Проезжая часть здесь очень широкая,
однако людской поток занял всю ее ширину, включая трамвайные пути, и
растянулся далеко в длину. Он еще более растянулся, когда крестный
ход повернул на более узкую улицу Калинина, а затем на Кыштымскую.
Нужно сказать, что день был довольно пасмурный и прохладный, но во
время шествия мне, например, стало так жарко, что пришлось
расстегнуть куртку. Преодолев три километра по городу (не считая
тысяч по России), крестный ход был встречен у Свято-Симеоновского
Кафедрального Собора исполняющим обязанности
губернатора Челябинской области Андреем Косиловым, митрополитом
Златоустовским и Челябинским Иовом, другими верующими. Свято-Симеоновский
Кафедральный Собор Челябинска 25 сентября отмечает 125-летие, к
юбилею он преобразился, стал выглядеть светло. Внутренние стены
украшены росписями и иконами, под которыми также лежат святые
частицы. Мне наиболее запомнились христианские сюжеты, объемно
вылепленные на наружных стенах перед входом с темами о Святом Симеоне и
явлении иконы Казанской Божией Матери в Казань. Святые
мощи Андрея Первозванного пробудут в храме до субботы, когда с новым
крестным ходом они отправятся к месту своего постоянного пребывания
в Свято-Троицкий Собор. Пока же они выставлены здесь и масса людей
выстроилась в очередь чтобы прикоснуться к ним. Когда лет десять
назад в Вознесенский храм Екатеринбурга привозили исцеляющую икону
Николая Чудотворца, очередь к ней тоже была большая, но не такая
долгая по времени, поскольку ритуал целования совершался быстрее.
Здесь же я, например, простоял час с четвертью, впрочем никуда не
торопясь. Живая очередь не уменьшалась, многие люди
приходили, уже очевидно закончив работу, вход в храм сдерживала
милиция. После целования Святых мощей каждый верующий получал в
подарок небольшую иконку с ликом Андрея Первозванного - для многих
такой сюрприз был приятной неожиданностью. Я например перед этим
собирался ее купить в иконной лавке при храме. Единственное
замечание в том, что несмотря на красоту этот храм как и большинство
других в Челябинской епархии уж больно мал по площади. От этого не
все верующие могут попасть на службы. Надеюсь, что возвращение в наш
город святых мощей станет поворотным моментом в возрождении духовных
традиций и скоро наступит время, когда южноуральцы всем миром
приступят к строительству большого православного Собора.
ПОРУГАНИЕ ХРАМА
|
КРЕСТНЫЙ ХОД В ЧЕСТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ
МОЩЕЙ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО В ЧЕЛЯБИНСК 24.09.2008:
|
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В отдел "Голос мирянина" нашей редакции
продолжают поступать письма от читателей. Люди делятся
своими мыслями и проблемами и предлагают свои способы
для достижения цели духовного возрождения страны. Есть
послания, где посетители сайта приводят примеры тяжелого положения
сограждан, большая часть из них посвящена проблемам
детского воспитания, приводятся случаи вопиющего
отношения власти к детям из неблагополучных семей.
Звучат предложения ввести на Урале уроки православного
воспитания в школах, и приводятся примеры из других
регионов России, где удалось добиться этого урока в
средних школах. С данным предложением мы обратились к
министру общего и профессионального образования
Свердловской области В. В. Нестерову. Вот что он нам
ответил.
"Общественный запрос" на развитие отечественной
духовной традиции в образовании постоянно
возрастает, поэтому министерством инициировано
создание временного научно-исследовательского
коллектива (ВНИК) для разработки регионального
культурологического курса "Духовная культура
Урала" для учащихся 5 - 11 классов
общеобразовательных школ Свердловской области, в
состав которого вошли специалисты
Государственного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования
"Институт развития регионального образования
Свердловской области", преподаватели УГТУ-УПИ,
педагоги, представители общественности. Проект
"Духовная культура Урала" направлен на развитие
содержания и форм духовно-нравственного
образования учащихся Свердловской области на
материале исследований духовно-культурных
ценностей жителей Среднего Урала.
Курс "Духовная культура Урала" является
факультативным, то есть необязательным для
изучения учащимися, и может вводиться только с
согласия учащихся, родителей или их законных
представителей. В соответствии с Законами РФ "Об
образовании" и "О свободе совести и о
религиозных объединениях", а также Областным
законом "О защите прав ребенка" каждый гражданин
Российской Федерации имеет право на свободу
совести и свободу вероисповедания. Данное право
заключается в том, что никто не обязан сообщать
о своем отношении к религии, не может
подвергаться принуждению при определении своего
отношения к религии, к участию или неучастию в
религиозных обрядах и церемониях, в деятельности
религиозных объединений и в обучении религии.
Законодательно закреплен запрет на вовлечение
малолетних в религиозные объединения и обучение
малолетних религии вопреки их воле и без
согласия их родителей или законных
представителей. В соответствии с конституционным
принципом отделения религиозных объединений от
государства государство обеспечивает светский
характер образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях.
Вместе с тем, по просьбе родителей и с согласия
детей, обучающихся в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях, их
администрация по согласованию с соответствующим
органом местного самоуправления предоставляет
детям возможность реализовать свое право на
свободу совести и вероисповедания вне рамок
основной образовательной программы, то есть на
факультативной основе в рамках дополнительного
образования." Министр В. В. Нестеров. Что
ж, в следующий раз наша редакция предоставит
слово другой стороне, и мы услышим аргументы
мирян, предлагающих спасать юное поколение с
помощью православного воспитания. Добавим лишь,
что к сожалению далеко не всегда государство
выполняет свои обязанности по воспитанию детей,
даже гарантированных конституцией. Есть очень
много вопиющих случаев. В защиту же
представителей правительства Свердловской
области приведем пример того, как здесь сумели
потратить усилия на создание православного
телеканала, ведущего свои просветительские
передачи почти круглосуточно на территории
Среднего Урала. Уважаемые миряне Свердловской
области, вам повезло, что у вас есть возможность
смотреть такую программу. Далеко не у всех
православных России есть такая возможность,
например жители Челябинской области не имеют
такого канала, а следовательно - моральной
поддержки. В. Д.
МОРАЛЬ
УСПЕХА - АНТИПРАВОСЛАВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
22 сентября в здании Челябинской государственной академии культуры и
искусств состоялась региональная научно-практическая конференция
"Православие на Урале: история и современность", посвященная
125-летию Свято-Симеоновского кафедрального собора города
Челябинска. Наряду с этой круглой датой символично также и то, что
она прошла и в юбилейный 40-ой год для вуза, в стенах которого состоялись
дискуссии. На конференции выступили профессор истории Уральского
государственного университета имени А. М. Горького Б. В. Емельянов с
докладом "Традиции взаимосвязи философии и православия в России" и
его коллега из Челябинской государственной академии культуры и
искусств В. Я. Рушанин с "Ролью и местом духовных семинарий в
развитии культуры и образования на Урале". Но наибольший интерес
лично у нас вызвал доклад профессора ЧелГУ А. А. Паса, который
назывался "Мораль успеха как антиправославная идеология:
историко-цивилизационный аспект". И действительно, лучшего
определения, чем это название современному состоянию нашего общества
и придумать нельзя - такая мораль стала по сути античеловечной, уже
принимая и крайние формы, такие как фашизм например, "цветущий" в
таких православных странах как Грузия и Россия. После пленарного
заседания в концертном зале ЧГАКИ работа конференции была разбита на
секции по следующим темам: "История православия на Урале",
"Православное наследие в памятниках культуры, искусства и
литературы", "Церковно-певческое искусство и регентское дело на
Урале: история и современность", "Традиции гомилетики, ораторское
искусство: взаимосвязи в современной культуре". В аудитории 49
второго корпуса вуза работала секция "Православные молодежные
организации в социуме Южного Урала", ведущими которой были доктор
педагогических наук профессор ЧГАКИ Р. А. Литвак и настоятель
Свято-Троицкого храма Челябинска, руководитель епархиального отдела
по работе с молодежью протоиерей Игорь Шестаков. На трибуне
выступили руководитель молодежной организации "Держись"
Свято-Симеоновского собора Челябинска с рассказом о
благотворительной и общественной деятельности своего объединения,
священник из города Троицка Челябинской области с рассказом о
православной жизни в их городе, педагог института культуры с
призывом к верующей молодежи активнее участвовать в общественной
жизни, информацией об аналогичных конференциях в других городах
России и анонсом слета в Казани. На конференции было объявлено и о том, что 22 мая 2009 года в концертном
зале имени М. Д. Смирнова Челябинской государственной академии
культуры и искусств в рамках 7-го славянского научного собора "Урал.
Православие. Культура" откроется международная научно-практическая
конференция "Духовно-нравственная культура России: православное
наследие", статьи для доклада на которую принимаются уже сейчас.
Посты
|