U R A L  W E E K

Культура

    Главное          Новости        Инновации       Экология         Мирянин         Культура          Спорт      Объявления 

 

                              

  ЛИТЕРАТУРА   

АЛЕКСЕЙ МАТВЕЕВ

 22 ИЮЛЯ

   В маленький уральский городок приехал рок-концерт. Сегодня люди радуются. Здесь День металлурга поважнее Дня города или Нового года.
  Июльское солнце. Дешевое пиво. Рядом с маленьким стадионом парк и кучки семей-друзей расположились в нем под соснами с шашлычками и пирожками из ближайших ларьков, время от времени кто-нибудь из них парами или с детьми подходит поближе, чтобы посмотреть на выступающих на сцене. Веселый гомон, раскрасневшиеся лица, большинству уже все равно - кто выступает, главное - водка рекой и все взаиморады новому поводу побалагурить. Самые преданные меломаны столпились на площади перед сценой, где яблоку негде упасть, но толпа перманентно обновляется, молодежь в постоянном движении между старыми и вновьприобретенными друзьями, повсюду звон катающихся бутылок и хруст сминаемой пластиковой тары. Чем ближе к сцене, тем выше волна подпевающих и машущих руками-футболками-тряпками. На противоположном от сцены конце площади тоже деревянный помост - для акустиков и их аппаратуры, но сейчас наряду с секьюрити и здесь стоит много зрителей, среди которых и Андрей, молодой человек лет тридцати, потягивает заранее купленное пиво, радуется удачно найденному месту и рассматривает представшую взору картину.
  Как раз то время, когда по распорядку праздника происходит смена поколений среди зрителей. Торжественные речи, награждения, семейные конкурсы и художественная самодеятельность уже закончились, но старшая семейная аудитория еще не расходится в предвкушении столичных звезд, а молодежь уже в ожидании, скандирует и поднимает гул, когда кто-нибудь выбегает на сцену, будь то конферансье, разогревочный гитарист, барабанщик или просто системотехник, потерявий контакт в проводах.
  Тепло, но не жарко, почти безветрие и лишь время от времени легкий ветерок всколыхнет раскинувшийся над сценой большой синий банер с названием пивного спонсора. Есть уже и перебравшие - кто опирается о стены стоящих вдоль стадионной улицы пятиэтажек , кто полусидя "втыкает" на трибунной скамейке, невдалеке от пивных кружков дворовых корешей-ветеранов и молодежи, шумно за что-то наливающей и не обращающей никакого внимания на сцену...
  Попсовая звезда уже заканчивает выступление, она толкает в микрофоны благодарственные речи зрителям, которые отвечают дружным криком, кто в порыве благодарности за долгожданное пришествие теледивы в мир простых семьянинов - пролетариев капиталистического труда и рыцарей конторских воинств, кто в предвкушении выхода рок-идолов. Перед Андреем размеренно потягивают пивко и млея глядят на сцену молодые муж и жена. Она время от времени отвлекается к 3-4 летнему сыну, вертящемуся под ногами. Он то бегает за валяющимися то там то здесь по облупленной вагонке разноцветными еще не лопнувшими воздушными шариками, то пытается высвободить лицо и руки от прилипшего шара сахарной ваты размером с его голову. Временами он что-то просит, и тогда жена передает его под руку мужу, который ненадолго уводит его из толпы, возвращаясь обычно с чупа-чупсом для карапуза и новой "балтикой" для себя. После этого молодая мама некоторое время негромко пререкается с муженьком, и муж вновь уходит, принося вскоре еще "балтику" для супруги и про запас.
  Впрочем они не мешают обзору, ведь оба чуть ниже Андрея ростом, по причине солнечной погоды их короткостриженные "а-ля Серега-Слава" головы непокрыты и никакими флажками-шариками они не машут в такт песням, в отличие от некоторых других, хотя иногда и подтанцовывают. И все же молодой человек про себя с удовлетворением констатирует, что с местом в общем-то повезло, могло быть и хуже. Охрана, понимая, что такая точка обзора рано или поздно будет облюбована залившим все вокруг людским потоком, благоразумно решает запускать на деревянный постамент людей, сведя свои функции лишь к фейс-контролю, то есть пропуску наверх аборигенов с вызывающей доверие внешностью - малодетных семей и культурного вида женщин и мужчин, в кою категорию видимо попадает и Андрей. К тому же стратегическая ценность объекта явно сходит на убыль после окончания выступлений на главной сцене высокопоставленных ораторов.
  Наступает долгожданный штиль перед концертом, когда неоднократно вызываемая группа уже на сцене, но главного солиста все еще нет. Толпа уже устала скандировать его имя, музыканты настроили инструменты, акустики - звук. Ожидание достигает такой тишины, что даже злобные критики предвкушают с раскрытыми ртами громобой, как иссохшая земля дождя, а собирательницы пустых бутылок поднимают головы, не в силах пошевелить членами от накатившей окаменелости, от которой просыпаются уснувшие в траве пьяницы, еще не открыв глаза понимая величие происходящего момента. Момента преломления материи и прихода в мир другого мира для приоткрытия тайны мироздания, короткого временного промежутка, когда если есть желание, можно усложнить трехмерное существование. Подсознательно понимая это, мы слышим как приглашение к откровению раздающиеся будто с неба первые Великие Аккорды, благодаря данному Богом чувству утягивающие наверх экскурсионные приглашения к небольшому полету над землей и под нарастающий гул и аплодисменты выходящему Мастеру начинаем путешествие по Вселенной.
  История мироздания. Война и мир. Евангелие от Мэтра.
  В этот момент у отправившихся в поездку начинается отрыв астрала от бремени, а у нерискнувших вовремя уйти - осознание потусторонности происходящего и желание побыстрее исправить ошибку. В тонком мире начинается транс, а на земле - Великое переселение народов, когда "полетевшие" движимые бессознательным с вытянутыми руками притягиваются к сцене, как гвозди к магниту, а оставшихся "на вокзале" посещают панические настроения и желание побыстрее покинуть "поле небесного боя". Со стороны это выглядит как физический процесс: две , состоящие из мелких частиц, ручейков и потоков, части одной большой человеческой толпы движутся навстречу друг другу и совершенно бескровно разделяются на две разнополярные половины. Рокеры стекаются к сцене, а их менее продвинутые друзья отправляются на тусовочные толкучки.
  Примерно к середине концерта приближается Великое откровение, когда ты уже ощущаешь себя маленькой частичкой Музыкального потока, Огненной лавы, несущейся по ландшафтам древнего мира и сметающей все на своем пути среди гигантских размеров и причудливых цветов скал и слыша надвигающийся гул, понимаешь, что приближаешься к Водопаду, судя по мелькающим отрогам веков, уже менее древнему. Наступает кульминация Звука, когда многоголосие нот сливается в один сплошной шум и ты уже летишь с неизмеримой высоты, струей отделяясь от потока и падая в Прекрасное озеро, вновь ощущаещь себя самодостаточной частицей, единой и неделимой.
  Познав частицу сокровенного, ты успокаиваешься и начинаешь замедлять разгон, выключая ступени турбонаддува, как останавливающийся СD-ROM. Далее кривая концерта идет уже по нисходящей. Даже если звучит еще много песен, каждый воспринимает Слово как помудревший индивидуум, в русле собственного эго, и поет песни хором как молитву благодарности. Впрочем, это "путешествие", хотя и продолжается на скором поезде, все же имеет промежуточные станции и большие остановки. При желании можно сойти и по нужде, и при этом необязательно нажимать на стоп-кран.
  У Андрея заканчивается пиво и он, решая пополнить запасы, спускается со сцены и идет средь толпы на площадь перед дворцом спорта, административным центром стадиона. Количество пожилого народу явно поредело, но и здесь людей еще прилично, играют дети, их мамы что-то оживленно обсуждают, папы на корточках вальяжно сидят на газончике, поставив перед коленями початую "полторашку", подростки сидят на скамейках у клумб, из продуктовых палаток слабо доносится шансон, совершенно не смешиваясь при этом с грохочущей невдалеке канонадой рок-музыки. Молодой человек в белой рубашке подходит к одной из них и берет две бутылки "Туборг". Запах готовящегося рядом шашлыка напоминает его язве, что неплохо бы и перекусить, но его цена приводит к альтернативному решению купить у поклонницы Новикова пару холодных растегаев. Только теперь он замечает, что на недавно купленный смартфон было несколько неотвеченных вызовов - от нее, мамы из областного центра, кузена, который где-то здесь же, но их не слышал, стоя рядом с киловаттными акустическими колонками. Он решает ответить, нажимает на кнопки, успевает услышать после гудков женское "Даа!", как мелодичная трель извещает о разрядке аккумуляторов. "Ну вот всегда так!" - с досадой думает Андрей: когда на телефоне есть деньги - нет зарядки, а когда есть зарядка - нету денег!
  В нескольких стах метрах от сцены совсем иной мир, своя тусовка, для которой рок-концерт лишь фон и повод. Видно, что люди здесь в своей реальности, реальности пива и проведения досуга, еще не закончили этот, а уже озабочены, как провести следующий, который начинается сразу по окончании предыдущих утех. Работы нет и бесцельное времяпровождение превращается в ее заменитель, причем самым успешным считается тот , кто скандальнее других прославится по пьянке (впрочем, другого состояния здесь практически не бывает даже среди работающей части) , на зависть другим поставив в местной книге рекордов Гинесса новый рекорд, который впрочем вскоре будет побит. Одной из основных аксиом и краеугольных камней этого "провинциального спорта" - гуляние за чужой счет, иначе ореол героизма в глазах земляков будет потерян. Если есть в этом спорте свои чемпионы, то должны быть и спонсоры.
  На удивление Андрея, его записали в разряд последних, хотя богатым ни он, ни тем более коллеги по работе его никогда не воспринимали. Но то - Екатеринбург, там свои ценности, а здесь он со своей скромной свердловской зарплатой - просто миллионер. Нельзя сказать, что его многочисленная дальняя родня все-время клянчит деньги. Нет. Но просто постоянно общаешься, а у собеседников, как правило младших братьев-сестер, обычно никогда не бывает денег, а Андрей относился к последним спокойно и без жалости, а то и просто покупал что-то на правах старшего. И так за время его проживания здесь накопилась довольно приличная сумма спонсорских вложений. Ведь альтернативой их голодные глаза, правдиво говорящие: "Вспоминай меня, ведь на этот раз условно не дадут", и он понимает, что это не шантаж, а правда жизни.
  Город маленький, и время от времени он узнает в толпе знакомые лица. Их выражение означает "весь внимание": чуть наклоненные к собеседникам, с румяными щеками, широко раскрытыми глазами, в улыбке приоткрытыми ртами, из которых готовы вырваться междометия вроде "Ну!" или "Ага..." Они стоят рядом со знакомыми и внимательно тех слушают. Проходя мимо и приветственно кивая им головой, Андрей возврвращается к зрительской трибуне, жует пирожок, находя его не слишком свежим и состоящим по большей части из теста . Холодный с маленькими непропечеными комочками белый хлеб наконец-то заканчивается, а белого мяса на удивление свежей рыбы оказывается слишком мало и приходится доставать пиво, чтобы запить. Поднявшись на трибуну, молодой меломан констатирует, что народ не сильно поредел, хотя молодая семья, к примеру, ушла. Впрочем, многие стоят не из-за концерта. Кто-то любуется панорамой городского праздника, кто-то высматривает в толпе знакомых, кто-то наблюдает за футболистами, гоняющими на асфальтовых теннисных кортах мини-футбольный турнир. Кто-то просто тусуется - стоит, радуясь празднику и возможности выхода в свет, несколько женщин впереди Андрея подняли головы и смотрят на пару летающих змеев невысоко над поляной парка - то ли слет любителей змеев, то ли просто пацаны решили запустить папин подарок. Один из змеев, красно-синего цвета с белым диагональным крестом летит на уровне крон соснового бора, он все время подергивается, то падая вниз, то вновь взмывая, и по его порывочным движеньям видно, что его владелец не слишком опытен в этом деле. Другой змей, напротив летит очень плавно, он взмывает вверх над кронами лесопарка и все время поднимается еще выше, но его желто-белый цвет делает полет почти невидимым на фоне бледно-голубого, почти белого неба.
  Другие такие же как и Андрей зеваки смотрят на змеев, и переключают свой взор на летящий со стороны леса самолет. Его маленькая точка постепенно увеличивается в размерах и вскоре уже можно различить угловатые формы машины. Приближаясь , он демонстрирует жмурящимся зрителям свои довольно крупные размеры и журнальную красоту серебристого цвета. Наверное, никто из стоящих не видел живьем таких самолетов и Андрей думает, что у многих, так же как и у него в голове возникает вопрос о марке небесной машины. Ответ приходит довольно скоро, но как это часто бывает с пытливым умом, тут же закрадывается сомнение. "Не может быть", - думает Андрей и клянет свои мозги за осенившую догадку. "Наверное, это какое-то шоу", - отвечаю он сам себе, видя как к "красавцу" с противоположной стороны приближается маленькая точка столь знакомого глазу "МиГа". Зрители видят низколетящий медленно самолет экзотических форм и стремительно приближающуюся к нему сверху "муху" узнаваемого с детства каждым истребителя и полностью переключаются на авиашоу, понимая как им сегодня повезло со зрелищами - столько и за целый год не увидишь в провинциальном городишке.
  Все, задрав головы, смотрят в сторону парка и видят, как над соснами "МиГ" врезается в серебристую машину и разлетается на мелкие горящие обломки, а "Стелс" начинает медленно падать. Трапеция его корпуса , охватываемая язычками пламени, планирует, переваливаясь с одного крыла на другое и проваливается где-то за сосновым бором парка. Концерт прерывается резко, смазанный фальшивой скрипучей нотой гитарной струны. В воздухе наступает полное безмолвие. Все пытаются осознать произошедшее, но похоже, что ни у кого в голове так и не укладывается только что увиденное. Через несколько секунд за парком слышен взрыв, сопровождаемый огненной вспышкой, озаряющей на горизонте контур макушек деревьев, после которого из-за бора начинает валить густой черный дым.
За парком находится спальный район девятиэтажек, названный сообразно здешним красивым местам Зеленым Бором. Видимо, это же приходит в голову и женщине лет сорока, стоящей на несколько голов впереди меня. "Ой, у меня же там дети!" - вскрикивает она, схватив кудрявую голову двумя руками и чуть присев. "Коля, где ты?" - кричит она и оборачивается, ища в толпе незадачливого муженька, и все видят ее объятое ужасом толстое лицо. В нашей толпе она снимает со всех оцепенение и отрешенность и люди, анализируя ситуацию, понимают, что концерт окончен и начинают метаться. Кто-то, как Андрей, стоит и пытается понять, что нужно делать, кто-то, держа за руки родных, продвигается к выходу. Мимо Андрея пробегает женщина, руками пытаясь расчистить себе дорогу. Она ударяет его локтем в живот, и он чуть сгибается от боли. Андрей присаживается на корточки посередине постамента среди оцепеневших, бегающих или кого-то ищущих людей и отчетливо слышит нарастающий с неба рокот. Он становится все громче и громче и превращается в коллективный гул низколетящих самолетов, которые появляются над горизонтом с той стороны, откуда прилетел "МиГ".
  Не поддаваясь общей истерии и прикинув, что пока благоразумнее оставаться на месте, молодой человек, подняв голову, наблюдает, как над городом летят клином черные самолеты, похожие на организованную стаю ворон. Бегающие люди, изредка вскидывая головы наверх в их сторону, еще больше паникуют и мечутся, дети, роняемые и увлекаемые за руки, теряющие игрушки, плачут. У спуска с помоста, узкого и единственного, ведь он был рассчитан только на акустиков, начинается давка. Налегающие сзади толкают собирающихся спуститься, и некоторые из передних начинают падать с полутораметровой высоты на спускающихся людей и траву вокруг. По трапу сходит, торопливо стуча каблуками, большая кучная женщина в длинном голубом платье. Боясь упасть и чувствуя налегающую сзади толпу , она кричит и одной рукой держит собранный подол, а другой бессистемно машет, опираясь о воздух. На краю сцены в метре от лестницы в ногах налегающей толпы сидит маленький мальчик и хнычет, смотря вниз и изредка оборачиваясь на мечущиеся ноги. Перед ним, раскинув руки в стороны и пытаясь сдержать напор, стоит спиной к толпе мужчина. Его объятое ужасом лицо смотрит на мальчика и понимает, что не сможет его спасти от падения и сдержать навал сзади. Андрей наконец выходит из ступора. Рванув с места в направлении другого угла лестничной стороны сцены, на котором значительно меньше народу, он запинается о ползающего в поисках чего-то деда. Но быстро поднявшись, он бежит в направлении большого динамика, стоящего на углу. Отмахиваясь от свисающих на нее проводов и толкающихся людей, молодой человек вскользь ударяется виском об арматуру крепления, но не чувствует боли и подбегает к краю, находя свободный островок между собирающимся к прыжку парню и свесившей ноги растрепанной девицей. Андрей прыгает, но приземляется не очень удачно, потеряв равновесие от толчка рукой в плечо прыгнувшего мгновением раньше и оперевшегося на него парня. Поднявшись с земли, он бежит мимо ловящего сверху нерешительную девицу долговязого "ботаника". Подбежав к лестнице, он протягивает руки к сидящему на краю отрешенному мальчугану. Стоящий рядом с ним мужик, понимая, что раздумывать некогда, быстро хватает и сбрасывает ему начинающего заливаться в крике пацана. Андрей подхватывает его под мышки и ставит рядом с собой. Через мгновение чуть дальше падает на бок вытолкнутый толпой мужик в костюме. Пока Андрей думает, что же делать - успокаивать совсем разревевшегося мальчугана или помочь подняться его второму спасителю, подбегает выбравшаяся из толпы испуганная мамаша и, сама чуть не плача, начинает его успокаивать. Затем недовольно как на обидчика смотрит на спасителя, берет за руку и скрывается в потоках бегающих по полю людей.
  Тем временем оперативная обстановка в городе развивается как в старых фильмах про войну. С гулом пролетев над отдыхавшими к промышленной окраине города, самолеты начинают бомбить горизонт с трубами - оттуда слышен грохот и видны столбы черного дыма. Боясь, что начнут бомбить и их, толпы людей мечутся по улицам, пытаясь найти место укрытия. Андрей тоже бежит вместе со всеми в поисках бомбоубежища. Проблема в том, что никто не знает, где оно должно быть и есть ли оно вообще. Сначала, осененная кем-то, толпа подбегает к складу бывшего городского ресторана, превращенного нынче в гастроном. Но на воротах спускающейся в подвал эстакады весит несколько больших замков. Толпа волнуется и стоит в нерешительности. Самые отчаявшиеся предлагают замки сломать. Через некоторое время к ним выходит взявшаяся неизвестно откуда взволнованная работница и испуганным голосом сообщает, что никакого бомбоубежища здесь нет. На резонный вопрос одной из женщин из толпы, где же оно находится, озадаченный товаровед сначала не знает , что сказать, но немного подумав и вспомнив детство и занятия по гражданской обороне с воем сирен и взволнованными лицами учащихся, предполагает, что бомбоубежища должны быть в школе. Все вновь бегут по городу. В дорожном движении полный хаос, с воем проносятся скорые и пожарные машины. За Андреем увязалась маленькая черноголовая девчушка какого-то цыганского вида. Она все время плачет и что-то бормочет. Видя, что она потеряна и держится все время у его штанины, Андрей берет ее за руку и они бегут вместе. На счастье, в школе действительно есть бомбоубежище. У входа в него уже дежурят какие-то женщины, видимо работающие здесь учителя. Они принимают прибывающих отовсюду взволнованных людей, которые проходят мимо них в зев полуподвального помещения. Андрей передает девочку женщине, которая указывает им рукой направление движения в укрытие, но он возвращается обратно...

Продолжение следует

 

Ural Week

 

 

Х МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "КАМЕРАТА"

  Юбилейная "Камерата" внесла оживление в сонную театральную жизнь Челябинска, сотрясаемую до этого лишь финансовыми и кадровыми скандалами. Ее спектакли идут одновременно на нескольких сценах города, а 3 октября пришли и в Театр Кукол, где впервые в сезоне прошел взрослый спектакль. "Песочница" польского драматурга Михала Вальчака в исполнении  Санкт-Петербургской Театральной Лаборатории проповедует идеи школы Антонена Арто, но пока не дотягивает до планки, установленной театрами москвича Романа Виктюка и екатеринбуржца Николая Коляды, хотя есть в спектакле и некоторые находки. "...Бэтмен ехал по городу на своем суперавтомобиле, когда его подрезал чувак..." - оглашает детским голосом, держа в руке руль, актер Павел Луговской, играя центрального персонажа пьесы Протазека. "...Бэтмен сидел на скале и видел, как внизу разбивается и горит автомобиль чувака," - гнусавит он. Игра актера - стержень спектакля, он показывает, как проходит жизнь человека, играющего в Бэтмена, сравнивая ее с детской песочницей. Оксана Свойская исполняет роль девочки Милки, играющей в кукол. Жизнь каждого из них протекает обособленно друг от друга, хотя и по соседству, поскольку никто не хочет отказаться от своей игры: "...Горящий в машине чувак кричал, потому что до взрыва оставалось несколько секунд... Бэтмен спланировал со скалы на берег: "хрусть, хрусть, хрусть" - проскрипели его сапоги по песку, "ну и жарко сегодня в Варшаве", - прохрипел Бэтмен стальным голосом...пнув спасенного чувака в живот..." Единственная роль второго плана - Прохожий в исполнении Андрея Харитонова. Он еще больше удален от жизни вырастающих детей, попросту не замечает их и появляется не на сцене, а в зале перед сценой лишь эпизодически, поначалу изображая пьющего пиво слесаря. Детишки выросли и играют уже не в кукол - пьют оставленное Прохожим пиво и находят в песке презерватив, который в детском понимании принимается за червяка. Новизной спектакля, шокирующей публику, следует признать курение свесивших со сцены ноги актеров и съедание Протазеком противозачаточной резинки, преподносимое как еще одно издевательство над испытывающей вместе со зрителями отвращение Милкой. Нужно сказать, что Коляда с Виктюком до этого все-таки не дошли, хотя умеют шокировать еще больше, но с помощью "внутренних" средств. Спектакль разбит на временные отрезки, сменяют которые короткие выходы Прохожего - в следующий раз он выползает на сцену в виде Змия, продолжая тему червяков. Куклы тем временем ломаются и теперь Милка и Протазек "играют" уже в надувных резиновых мужчину и женщину. Многим в зале почему-то не понравилась именно сцена имитации отношений между мужчиной и женщиной, воспроизведенная с помощью игрушек из "секс-шопа", мне же наоборот она показалась слишком пуританской и незаконченной - находку формы следовало развить и, возможно, перенести на другие сферы человеческой деятельности. Третье появление Прохожего, который на этот раз играет на гитаре, вызывает у меня  сочувствие, а в зале смех, будто публика пришла на кино. Все же нужно признать успешность решаемой актерами цели - разрушить устоявшиеся в провинции стереотипы об искусстве как классическом "развлечении" по восхвалению добра и порицании зла. Для достижения задачи в наше время нужно показывать и обратную сторону блестящей медали, и молодые актеры постарались добиться этого насколько возможно - по окончании они были награждены всеобщими аплодисментами от зрителей и дипломом - от организаторов фестиваля. Стоит напомнить, что в 2002 году пьеса Михала Вальчака "Песочница" была удостоена первой награды в польском городе Лодзе на конкурсе "Мы на пороге нового века". Провинциальные корреспонденты уже успели прозвать "Камерату" "фестивалем трагедий". Однако он только показывает, что крупное международное мероприятие - событие сколь приятное, столь и ответственное не только для организаторов, но и для журналистов, его освещающих, и эту ответственность нужно оправдывать. Специально для непосвященных участники "Камераты" проводили мастер-классы в Институте Культуры. Победителем юбилейной "Камераты" признан екатеринбургский "Коляда-театр" с прошедшим в один день с "Песочницей", но на другой сцене - в Камерном театре, спектаклем "Гамлет". 5/10/08. Литература

 

                                                                      1-ая страница                         3-я страница                                 Вернуться на главную страницу

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz