U R A L  W E E K

Культура

    Главное          Новости        Инновации       Экология         Мирянин         Культура          Спорт      Объявления 

Наш адрес http://UralWeek.Narod.Ru

 Искусство                                                                                                        

Причуды природы

 

Удивительный синтез мастерства художественной резки по дереву и причуд природы демонстрирует уральский скульптор А. Сергеев. Оказывается, березовую капу можно использовать не только для приготовления "чаги", считающейся лекарством от раковых заболеваний, но и для изготовления шедевров декоративно-прикладного искусства. Представленные здесь на фото работы могут увидеть посетители второго этажа здания челябинского железнодорожного вокзала. Талантливый скульптор выражается в любом материале, который имеет под рукой - сегодня широкие возможности для творчества предоставляет погода, и "айсмены" соревнуются в искусстве оживления героев сказок и фильмов из льда. Множество ледяных фигур известных многим прототипов мультяшных "звезд" можно увидеть сегодня на улицах уральских городов, в основном на ёлочных площадях. В ближайшем времени URAL WEEK посвятит этой теме отдельный рассказ, ведь нужно торопиться, иначе, как в сказке, рукотворные творения растают. 5.01.09.

Выставка художников и скульпторов "Урал" на UralWeek.Narod.ru

СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

В выставочном зале галереи "Зимний сад" челябинского бизнес-дома "Спиридонов" до середины февраля расположилась выставка вязанных художественных работ местного дизайнера Светланы В. Пальяновой под названием "Сентиментальное путешествие". Выпускница текстильного института представила в основном выполненные ручной работой панно, одеяла и одежду. Кроме того, на этажах БД "Спиридонов" представлено большое количество картин уральских художников:

  

Выставка "Урал" в Челябинске

 

КЛАССИКА ТЕАТРА

Андрей Максимов сказал на уходящей неделе о театре, что по-настоящему смелый тот, кто не боится работать традиционно. В поисках традиционного театра мы отправились в Челябинский драматический театр имени Наума Орлова на классическую постановку Антона Павловича Чехова "Вишневый сад". Утомленные новаторством московских, екатеринбургских и петербургских режиссеров, нам хотелось вкусить классического русского театра и Антон Чехов в исполнении челябинских приверженцев традиции как нельзя лучше подходил на эту роль. С творчеством Чехова мы прежде знакомились из его рассказов и восприняли его через них прежде всего как глубоко сатирического автора. Таким мог быть только внутренне грустный писатель, напоминающий этим Николая Васильевича Гоголя. Отчего эта грусть? Православный литературовед Вера Еремина видит причину в том, что Чехов, оказывается, был одним из тех несчастных, который не испытал чувства любви. Афиша челябинского спектакля анонсировала "Вишневый сад" как комедию, однако ее может увидеть в грустной истории расставания с рабством только очень оптимистичный человек. Более того, традиционный театр воспринимался в данном случае как будто через стекло (экрана, футляра и т. д.) несмотря на отсутствие сцены и кричащие лица актеров в полуметре от зрителя. Имея возможность сравнить с абсолютно аналогичной подачей театральной постановки известного екатеринбургского режиссера современности, в данном случае приходится констатировать, что здесь, увы, не происходит мысленное вовлечение зрителя в действо. Это не упрек отдававшим все силы актерам, а всего лишь констатация факта. Вопрос в подходе к культуре вообще и театру в частности - одни воспринимают его как художественное описание тех или иных процессов, другие - как возможность правильно или неправильно разрешить ту или иную проблему. В данном случае Чехов описывает болезнь как сторонний наблюдатель, тогда как модерн пытается разрезать рану как хирург - "чтения газет" на сцене, нам по крайней мере, посчастливилось не наблюдать. К несчастью, аудитория зрителей "Вишневого сада" подтвердила наш пессимизм: 95% ее состава составляли учащиеся старших классов - сосед справа весь спектакль был занят игрой на мобильном телефоне, а девушки позади - обсуждением сплетен. Стало удивительным, что весной на эту постановку билетов невозможно было купить, объяснение чему может быть только одно - предстоявшие вскоре выпускные экзамены. 2.11.08.

РОМАНС НА ФОНЕ ПУШКИНА

Городской клуб любителей романса, руководит которым Маргарита Багриновцева, существует в Челябинске уже два года. Он объединяет любителей этого музыкального жанра, художественный руководитель и педагог у которых заслуженный артист России Вячеслав Зюзин. В клуб входит вокальная студия "Вдохновение" (концертмейстер Валентина Сирина), студенты и преподаватели института музыки имени Чайковского, а также люди без музыкального образования, увлекающиеся романсом. 31 октября в библиотеке имени Пушкина состоялся концерт клуба, посвященный жанру оперетты. На нем звучали произведения на музыку Иоганна Штрауса, Карла Зеллера, Исаака Дунаевского "Летучая мышь", "Севастопольский вальс", "Белая акация", "Одесса - родной город" и другие. Нужно отдать должное поклонникам оперетты, которые с необычайным вдохновением исполняли сложные партии. Именно так Лариса Багаева спела "Карамболино", а Сергей Давыдов (на фото) - "Эй, цыган". 2.11.08.


СИНДРОМ ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ

 
  Под Екатеринбургом найдены останки древнего человека. Его захоронение расположено рядом с племенной пещерой близ места жертвоприношений предков жителей Урала. Среди восторгов по поводу редкой находки слабо слышимы версии его смерти - возможно, это был богатый украшениями пришелец, убитый аборигенами. В этой связи хотелось бы призвать людей выходить из культурного оцепенения и идолопоклонства древним божкам. Современная литература также до сих пор находится в заблуждениях, которые порождены советскими мифами и вводит в такое же заблуждение других. Но иногда бывают моменты, когда нужно называть вещи своими именами.
  В словосочетании "культ личности" определяющим является первое слово, культ возник не на пустом месте, а как "замена" самодержавию, когда после отступничества от Богом данной власти у народа появилась потребность в "сильной руке". Правда, в отличие от Романовых, Сталин пришел к нам не от сил небесных, а из подземной преисподней, но для идолопоклонства требовалось создавать истуканы "аналогично" иконописи в христианстве. Если первые литературные писатели большевизма еще мельчили и были далеки от талантливой осанны Сатане, то уже к концу тридцатых годов появляются первые творцы. Не случайно Михаил Булгаков был неприкасаемым среди всеобщих писательских "чисток". Его Воланд предстает защитником угнетенных и едва ли не "праведником", всесильной рукой творящим справедливость, а "мясники" НКВД - "ангелами", исполняющими его волю. Конечно, Булгаков понимал, в каком времени жил, и создавал свое произведение со многими смыслами, и зеркальные московским главы о Иешуа его оправдывают. Многозначительность свойственна любому талантливому произведению, и интерпретаций "Мастера и Маргариты" в искусстве будет еще много. Покойный А. И. Солженицын писал, что из-за цензуры великое произведение Михаила Булгакова было издано со значительными купюрами, и возможно поэтому главной ролью произведения для того времени стала мифологизация загробных сил, когда "черные воронки" мистифицировались в воспитанной по большей части еще на православной вере стране и преподносились как кара небесная и возмездие за грехи прошлого, моральное оправдание непротивлению злу силой, воландские ночные "крылья".
  Особую роль в новом значении литературы занимает в это время сказочник Павел Бажов. Нужно сказать, что не он был первооткрывателем этой темы. Языческие эпосы русичей и былины о духах древних народов Урала были уже известны литературе Российской империи. Сказы о дохристианских поселениях, где отсутствуют иконы, молитвы и деревенские приходы, даже для сталинских времен - нонсенс, а шаманские заклинания и ритуалы вокруг подземных "вогульских цариц" и духов гор хранят свое место в музеях этнической истории севера. Но во времена православного миссионерства, когда Российская империя расширялась за счет крещения языческих племен и повсеместного сжигания идолов, тема дохристианской Руси и рассказы про обычаи и культы таежных аборигенов были редки в литературе, а церковью считались едва ли не богохульными. Однако этот историко-культурный пласт не мог быть постоянно в забвении. Пришедшая в 1917 году власть позволила интерпретировать тему язычества и идолопоклонства в новую форму. Бажовские сказы стали одной из таких скрытых форм, поскольку и коммунисты считали танцы вокруг костра и заклинания под бубен пережитком прошлого. Безусловно, Бажов писал свои произведения, имея под рукой обширный историко-этнический материал обычаев народов Уральских гор, а также свидетельства о подземных кровавых застенках демидовских заводов. Всплеск интереса к этой теме мы наблюдаем и сегодня, когда мистифицируем любую смерть в глубинах Уральских гор, как, например, в случае с давней гибелью туристов на мансийской "горе мертвецов". На мой взгляд, такой подход ошибочен, если не сказать преступен. Нельзя ссылаться на "безобидные" сказки и обычаи, когда происходят "загадочные" смерти, в этом случае получается оправдание убийств, а мистификаторы превращаются в жрецов "вуду".
  Павел Бажов также прекрасно понимал "двусмысленность" всякой литературы, тем более в его время, и что называется, "на всю катушку" использовал данный ему временем материал и талант. Он не "опошляет" произведения политикой, оставляя таким образом свои сказы весьма привлекательными, хотя кто-то может найти в них классовость. Я очень много бродил по бажовским местам сегодня, когда под ногами повсюду те же зеленые камни, а улицы сохранили дореволюционный "деревянный" быт. Единственное отличие от его времени - вновь выросли и засияли куполами разрушенные церкви. Правда, как это ни странно, люди по большей части так и не обратились к Богу, и по прежнему продолжают жить укорененным здесь язычеством. Глупые, бесчеловечные ритуалы, а Бажов только оправдывает такое существование. Повсеместная идеализация пьянства, которое ведет к еще большему греху. Мало того, местный губернатор собирается ввести в области "дни пива", перенимая культурный опыт своей исторической родины. Но как известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. И наоборот. Может, он тоже считает местных лишь аборигенами  "чудью" - народом, жившим здесь с незапамятных времен, тысячелетние останки поселений которых найдены здесь на горе недалеко от дома Бажова. Тогда необходимы не "фестивали пива", которые и так идут здесь ежедневно, а новое крещение.
  Но вернемся к Бажову и Сталину. Если после революции в государственной культуре потребовался Антихрист, то логичным продолжением этого мифа должно было быть появление его "матери", ведь любая вера сильна при сочетании мужского и женского начал. Как вы наверное уже догадались, такой "антибогоматерью" стала Хозяйка Медной горы - властитель судеб людей,  от которой нет спасения и можно надеяться лишь на ее милость. При этом ее избранниками становятся ни абы кто, а талантливые личности, которые, дойдя в творчестве до определенной вершины, бесследно исчезают. И не надо спрашивать куда - не удел простых смертных задавать такие вопросы. Ее идеализации способствует нечеловеческое происхождение, а подмене на Богоматерь - каменная непорочность. При этом читателю, как и в случае с Воландом, предлагается самому решить вопрос о правильности героя. Нет однозначного осуждения холодной красавицы, как у Андерсена Снежной королевы, "величие" которой будет растоплено в финале человеческой любовью. Писатель оставил жить каменную царицу, и многие, особенно дети (и не только), до сих пор улавливают ее возникающие тени. Это можно сравнить с телепередачей "Дом-2" - одни "верят" в Ксению Собчак и всерьез считают, что так можно жить (и опять же не только дети), а другие понимают, что это всего лишь сказка и Данилу-мастера с суженой ждет страшный конец.
  Говоря о творчестве Бажова в контексте советского воспитания, нельзя не сказать и о роли его произведений на детские умы. Не будет преувеличением сказать, что большинство нынешнего взрослого населения выросло в том числе и на его сказах. В этом смысле "безбожный" Бажов был настоящей находкой для руководителей коммунистического времени (хотя точнее назвать его "языческим", что впрочем одно и то же). Для любителей же  поклонения драгоценностям и для накопителей "златых гор" Хозяйка Медной горы намного более благородный "золотой кумир", чем плебей Остап Бендер, который триумфально вырастает в стране в виде памятников. 
  Хозяйка Медной горы живет сегодня в некоторых женщинах, оправдывая свое безбожие и многоженство, а подчас и убийства. Женский вариант маленького человека, которого изнутри "пожирает" Наполеон. Не знаю, есть ли определение у этой болезни у врачей-психотерапевтов, но я бы назвал ее "синдромом Хозяйки Медной горы". Наблюдаемых фактов слишком много, чтобы не замечать - женщина, которая с одной стороны нуждается в мужчинах, а с другой - ненавидит их до болезненного состояния.
  И ведь нет даже для нее маминовских оправданий о защите от душегубства, которые возникают в эпилоге "Отравы", только поиск повода для новых невинных жертв
.
5.08.08.
 


            Рисунок: А. М. Васнецов. Горное озеро на Урале.

      2-ая страница                                    3-я страница                              

Сайт управляется системой uCoz