Через   скорби   к   радостям

Храм в честь иконы Божией Матери  «Всех скорбящих Радость», г. Челябинск

 Новости  Жизнь  Спорт  Техника  Вера  Работа

 

 

 Hristianstvo.ru

 

Память вечная

 

 У нас в народе говорят: «умереть на Пасху – это счастье или же большой почет». Даже говорят так, что людям, почившим в  светлый день Христова Воскресения, прощаются все грехи, а души этих людей сразу вселяются в рай. Так ли это на самом деле мы не знаем, но то, что жизнь нам дает Бог, это мы знаем и что уходим из жизни по воле Божией – тоже знаем. «Одних Господь призывает когда они достигли определенной меры духовного возраста и уже не могут жить земною жизнью и ее интересами, у других отнимает земную жизнь, видя, что душа в дальнейшей жизни более теряла бы духовного богатства, чем вновь приобретала бы его» (Н.Пестов), иным же прерывает земную жизнь для того что бы образумить их ближних, то есть через скорбь и страдание. Господь призывает к Себе, может быть, самых последних грешников. Прекращая жизнь одним, спасает других. Много есть причин тому, что у человека останавливается земная жизнь. Жребий отшедших от нас так же в руках Господа, как и жребий оставшихся. Живем ли или умираем, - всегда Господни (Рим.14,8)  Промышление Божие никому не известно. О каждом человеке Господь промышляет по Своему, о каждом печется, заботится. В Его руках и жизнь и смерть.

 «Всеблагий Отец Небесный, не хотящий смерти грешника, не отозвал бы человека в другую жизнь, если бы для него лучше было оставаться здесь; Всеведущий и Премудрый не попустил бы никому умереть не вовремя» (Димитрий, архиепископ Херсонский).

 Есть люди, которые умирают тихо и спокойно, во сне. То есть – земной путь пройден, все, что нужно сделано можно спокойно предоставить душу  Богу. Они как праведники.  Таким был труженик нашего храма Рафаил. Он почил в Бозе 5 апреля, в Неделю Преподобной Марии Египетской, а ведь каждое воскресение – это маленькая Пасха. Так что можно считать, что преставился Господу наш Рафаил в светлый праздник, да еще и в Великий пост. А великий пост – это тоже праздник души. Также в этот день празднуется память такой великой святой, которая, уйдя от мира сего в пустыню, перестрадала все свои грехи и стала Преподобной. У Рафаила был скорбный путь. Много в жизни ему пришлось претерпеть. Терпеть приходилось и унижения, и насмешки, семейные неурядицы, и ругань, и брань, и даже побои. Но он никогда на это не жаловался. О его душевных муках знает только Бог. Дежуря в храме, ночами он подходил к иконам, к распятью и тихо плакал. Просто плакал и все, без слов. Но плакал он не о том, как ему тяжело, а о детях, о том, что они не радеют о Боге. Не хотят, и не слушают его. И как быть? Молился он Богу по своему, и за детей, и за храм, и за батюшку, и за всех. Он любил всех и вся и никого не осуждал. Поэтому, наверно, и ушел из жизни, спокойно уснув. Повидался с кем хотел, мысленно попрощался и отошел ко Господу. Пусть будет ему вечная память в наших сердцах и вечный покой на Небесах.

 

 Перестанем скорбеть о смерти, а примем на себя печаль раскаяния, позаботимся о добрых делах и о лучшей жизни. Будем думать о прахе и об умерших, чтобы помнить, что и мы смертны. При таком воспоминании нам трудно пренебрегать своим спасением. Пока есть время, пока еще возможно, будем лучше приносить плоды, или исправляться, если мы согрешили по неведению, чтобы нам, если день смерти застигнет нас нечаянно, не пришлось искать времени для покаяния, и уже не находить его, просить милости и возможности загладить грехи, но не получить желаемого. (Святитель Иоанн Златоуст)

 

 

 Через скорби к радостям

 

Добрые воспоминания о рабе Божием Рафаиле

 

 Вспоминает прихожанка храма Любовь: «Светлому празднику Пасхи предшествовала скорбь. Скорбь сотрудников, служащих нашего храма, да и наверно, многих прихожан.  5 апреля 2009, в Неделю Марии Египетской, в Бозе почил работник нашего храма, прекрасный человек Рафаил. Я его называю Божий человек, потому что от него  исходила какая-то необыкновенная теплота, всегда добрый взгляд и в то же время скрытая печаль. Печаль душевная. Если бы я была художником, то нарисовала бы его портрет, таким, каким его представляла себе, видела. Но поскольку такого таланта у меня нет, я попытаюсь «нарисовать» его словесный портрет. Моему зрению Рафаил представился как обаятельный, добрый, внимательный человек. Он был очень терпеливым и заботливым по отношению к ближним, и к тем, с кем трудился, да и вообще ко всем прихожанам. В глубине его души мне виделась чистота и добропорядочность. Речь его была простой, а голос был мягкий и приятный на слух. Он был очень отзывчивым на помощь. Если кто-то из женщин  трудился в храме, он всегда помогал, подсказывал, приносил, что нужно, чтобы облегчить им работу. Был он очень сострадательным и отзывчивым на чужую боль. Однажды я пообещала сделать кое какую работу в храме, но здоровье пошатнулось, еле выстояв службу, я все же взялась за работу. И вдруг подошел Рафаил, как будто бы чувствовал мое состояние. «Здравствуй, Люба, как твое самочувствие?» - словно врач спросил он. И имя мое, «Люба», он произнес как-то мягко, что мне так тепло стало на душе. И я ответила: «Слава Богу, но сегодня что-то мне тяжко очень». Он посмотрел на меня с сочувствием и сказал: «Иди, отдыхай. Иди и не беспокойся, я все сделаю».

 «Спаси Господи», - обрадовавшись, сказала я и со слезами на глазах пошла домой отдыхать.

 А зимой у него распушилась борода, я издалека поглядывала на него и думала «Какой же он красивый мужчина». Потом он ее постриг и я подумала: «Зачем же он такую красоту постриг-то?» И хотела даже спросить у него об этом, но не решилась. Красота человеческая, конечно же, не внешность, а внутреннее состояние. Суть человеческой красоты – сокровищница души и тайники сердца. И все это отображается на всей внешности человека. Также и глаза, они зеркало души. У Рафаила были добрые, но печальные глаза. Много работы он сделал по храму и оставил о себе добрую, светлую память. Пусть же душа его упокоится в вечных селениях со Святыми, с Праведниками, с теми, кто жизнью своей угождал Господу Богу».

 

 Вспоминает прихожанка храма Галина: « С большим уважением я обращалась к Рафаилу, и отношение к нему было самое доброе. Первому знакомству с ним послужил такой случай. Было время, когда я приходила в храм чтобы, чем нибудь помочь. Стояла службу, а потом, чтобы снять напряжение с уставших ног, выходила во двор храма, снимала обувь и ходила босиком по земле и травке вокруг монастырского кладбища. Однажды это увидел Рафаил и, подойдя ко мне, спросил: «Что это ты делаешь?». Я ответила: «Заряд бодрости получаю. Святая земля силы дает. Похожу, похожу, усталости как не бывало. Силы прибавились и настроение хорошее и бодрое». Рафаил удивленно спросил: «Правда, что ли? Я тоже так хочу. – А в чем дело? Разувайся», - предложила я. Он, правда, не разулся, но через некоторое время, когда я вновь пришла в храм поработать, подошел, поздоровался и сказал: «А я ведь тоже босиком теперь хожу и, правда, хорошо. Легче становится и даже на душе легче. – Ну вот, видишь»,- радостно сказала я ему.

 Потом он чаще ко мне стал подходить, когда я приходила в храм, здоровался, помогал, но в разговор первым не вступал и ничего не спрашивал. И лишь однажды, не знаю даже почему, разоткровенничался. Рассказал о своей душевной травме. Об этом я говорить никому не буду, пусть знает о том лишь один Бог, А вообще Рафаил был очень скромным и терпеливым. Даже скажу так – терпимым. Все терпел молча, без ропота. Пусть будет ему Светлая память в наших сердцах!

 

 

 http://UralWeek.Narod.ru

 

Фрагмент христианской жизни

 

 Канун Благовещения. После рабочей смены я пришла в храм на вечернее Богослужение. Чтобы снять верхнюю одежду, прошла в предел Моисея Боговидца. У окна стояла работница храма Ирина и задумчиво смотрела куда-то в даль.

 «Здравствуй Ирина», - тихо приветствовала ее я.

 «Ой, Любаша, это ты?- словно очнувшись, сказала она и, кивнув, печально спросила: У нас Рафаил умер, ты знаешь об этом? Завтра будет отпевание».

 «Знаю, - ответила я, - и скорблю о том, что даже не могу проводить его в последний путь. Работаю с утра. Ирина он мне очень нравился, и я его даже любила!»

 «Ой, Любаша, а кто его не любил? Все мы его любили. Как можно такого человека не любить? Он по храму все делал и помогал всем. На кухне помогал: мусор вынесет, воды принесет, если надо, продуктов купит. Если что попросишь сделать, не откажет. Мешки тяжелые носил наверх, в трапезную. И хоть здоровье пошатнулось, он не жалел себя. Печки все истопит, позаботится, чтобы было тепло и уютно в храме. В прошлом году помог все перекрасить в храме: крышу, двери, окна, да и вообще он по-хозяйски ко всему относился. А скорбей, сколько было у него! Один только Бог знает. Он очень сокрушался духом об отношении с детьми. Иногда не выдерживал и от отчаяния выпивал. А потом не мог придти в храм, совесть не позволяла. Мы его не осуждали, всегда ждали, когда он вернется. Батюшка ему все огрехи прощал».

 «О его жизни я ничего не знаю, - сказала я, - но скрытую печаль на лице заметила сразу, когда увидела его и пообщалась с ним. Почему же такие хорошие люди долго не живут, Ирина? Так душа скорбит, если бы ты знала! Я даже не могу придти попрощаться с ним. Просила своих сотрудников подмениться сменами, но они наотрез отказали, Всегда подменивали, а тут  «нет и все»! Как будто бы специально!» - и я, не выдержав, закрыла лицо руками и расплакалась.

 Ирина положила мне на плечо свою руку и тихим добрым голосом сказала: «Не печалься.  На все воля Божия. Может быть твои слезы угодней Богу, чем твое присутствие на прощании с Рафаилом. Успокойся, и на людей не держи обиды. Значит так надо. Проводи его в последний путь мысленно, пожелай чего хочешь».

 И вдруг мои слезы моментально высохли, я увидела лик Христа Спасителя на иконе «Спас Нерукотворный» и мне стало легко и спокойно. Даже показалось, что Он тихо прошептал: «Не грусти, Любовь, скоро все встретимся. Не будет горя и скорби, а будет только радость и жизнь Вечная». Посмотрела я в глаза Спасителя, незаметно улыбнулась, потом, повернувшись к Ирине, сказала: «Спаси, Господи, утешила. Пойду, помолюсь, Слава Богу за все!».

 

 

 Через скорби к радостям

 

 

 

 Согласно учению Православной Церкви, жизнь и смерть человека есть одно целое, и понимать их надо как последовательные вехи одного большого пути нашей бессмертной души в ее движении к Богу. И если человек в течение земной жизни стремится к Богу, то и в загробном мире это стремление, как награда, продолжится: душа будет постоянно совершенствоваться в любви Божией. Велики и радостны обетования Христа для тех, кто последовал за Ним: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Эти сокровища не временные, а вечные. И каждый может приобрести их. Для этого христианин должен жить так, чтобы дерзновенно сказать с апостолом Павлом: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1, 21). И тогда вместо скорбной песни: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть», — у христианина в душе зазвучат другие победные слова апостола Павла: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). Но, к сожалению, многие христиане склонны забывать слова Господа о том, что Царство Его — «не от мира сего» (Ин. 18, 36), что христианину подобает «собирать себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 20). Умом мы знаем эти истины, понимаем их непреложность, но они чаще всего не лежат у нас на сердце и не господствуют над нами. Свою жизнь мы обычно стараемся устроить как можно удобнее, а на близких и любимых смотрим так, как будто мы с ними не должны никогда разлучаться и в этой жизни. Мы забываем, что мы здесь на земле только «странники и пришельцы» (Евр. 11,13), любим земные блага и привязываем себя к земле, как тысячами нитей, своими земными пристрастиями и привязанностями. Охладевает вера, и мы забываем о своем Небесном Отечестве. А смерть — это еще и некий рубеж, на котором происходит последнее испытание веры. «Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), — вот обетование Господне тем, чья вера не охладеет. Легка и спокойна, радостна смерть истинно верующих христиан, ибо они ждали встречи со своим Господом, и этот момент наступил.

 

Христос Воскресе!  

 

http://UralWeek.Narod.ru

 

 

Памяти Рафаила

Любовь Ушакова

 

Светлая память тебе, Рафаил,

В пост ты Великий в Бозе почил.

И отпевали тебя мы любя

В праздник Святой Благовещения.

 

Путь твой земной был не простым,

Много скорбей, но ты не остыл,

Не очерствел ты душою своей,

Добрым же сердцем любил всех людей.

 

И провожали тебя мы любя.

Светлой пусть будет дорога твоя

К Богу, к Царю, ко Христу в Небеса,

Чтобы увидеть Его чудеса.

 

Вечная память тебе, Рафаил

В светлый ты праздник по Бозе почил.

 

 Через скорби к радостям

 

 

Человек переступает порог церкви…

               

 Дорогие братья и сестры, сегодня на страницах нашей газеты мы рассмотрим необходимую и злободневную тему «Церковный этикет или как вести себя в храме». Многие люди задаются вопросом,  как правильно обратится к священнику, как пригласить батюшку для совершения требы… Некоторые трудности возникают у людей  что делать во время богослужения как правильно заказать необходимые поминовения, и т д. И даже о поведении православного человека в кругу семьи,  об устроении домашнего иконостаса и помощь в решении других вопросов с Божией помощью мы предлагаем сегодня вам.

 

Как приглашают священника для исполнения треб

 

 Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.
 Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: «Здравствуйте», но строят начало разговора так: «Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка» - и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: «Благословите». Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.   По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая - это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие-то вопросы.

 

О поведении прихожан, несущих церковное послушание

 

 Поведение прихожан, несущих церковное послушание (торговля свечами, иконами, уборка храма, охрана территории, пение на клиросе, прислуживание в алтаре) - особая тема. Известно, какое значение придается в Церкви послушанию. Делать все во Имя Божие, преодолевая своего ветхого человека, - задача очень трудная. Она осложняется еще тем, что быстро появляется «привыкание к Святыне», чувство хозяина (хозяйки) в церкви, когда приход начинает казаться своей вотчиной, а отсюда - пренебрежение ко всем «внешним», «приходящим». Между тем святые отцы нигде не говорят, что послушание выше любви. И если Бог есть Любовь, как можно уподобиться Ему, самому не являя любви? Братья и сестры, несущие послушание в храмах, должны быть образцом кротости, смирения, незлобивости, терпения. И самой элементарной культуры: например, уметь отвечать на телефонные звонки. Кому приходилось звонить в храмы, знает, о каком уровне культуры говорится, - порой звонить больше не хочется.  С другой стороны, людям, идущим в храм, надо знать, что Церковь - это особый мир со своими правилами. Поэтому нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, в рубашках с короткими рукавами, от них не должно пахнуть табаком. Это вопросы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справедливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих.  Всем же, кто имел по каким-то причинам неприятные минуты общения на приходе, - совет: вы пришли к Богу, Ему и принесите ваше сердце, а искушение преодолейте молитвой и любовью.

 

 Через скорби к радостям

 

 

Церковный человек в семье

 

 Семейная жизнь - частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете. Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета. Обращение. Имя. Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Колька, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька,  и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх. Недопустимо также называть домашних животных (собак, кошек, попугаев, морских свинок и т.д.) человеческими именами. Любовь к животным может превратиться в подлинную страсть, догорая, умаляет любовь к Богу и человеку. Дом, квартира церковного человека должны являть собой пример житейской и духовной сообразности. Ограничиваться необходимым количеством вещей, предметов кухонного обихода, мебели - значит видеть меру духовного и материального, отдавая предпочтение первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще должно отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая вещь требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять по-христиански добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца, матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на погребу - это целое духовное искусство, духовная мудрость. Несомненно, духовным центром дома, собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас), ориентирующим молящихся на восток.  Иконы должны быть в каждой комнате, а также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже с обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий произносит: «Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», на это хозяин отвечает: «Аминь»; либо гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем». В квартире церковного человека духовные книги не должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими, светскими. Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную газету ни в коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в негодность духовные книги, журналы, газеты сжигают. В красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей.  Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором. Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и т.д. Пришедшего (даже на малое время) гостя желательно пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить восточное гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в радушии православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая гостей по какому-то определенному поводу (именины, день рождения, церковный праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно продумывают состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди имеют иное миропонимание и интересы, нежели далекие от веры люди. Поэтому может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и скучны разговоры на духовную тему, это может и обидеть, оскорбить. Или же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не бесплодный) спор, когда забыт, будет и праздник. Но если приглашаемый - на пути к вере, ищет истину, подобные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Украсить вечер могут хорошие записи духовной музыки, фильм о святых местах, лишь бы это было в меру, не чрезмерно затянутым.

 

О подарках в дни важных духовных событий

 

 При крещении крестная мать дарит ребенку-крестнику «ризки» (ткань или материю, в которую завертывается младенец, вынутый из купели), крестинную рубашечку и чепчик с кружевами и ленточками; цвет этих ленточек должен быть: для девочек - розовый, для мальчиков - голубой. Крестный отец кроме подарка по своему усмотрению обязан приготовить новокрещенному крестик и оплатить крестины. Оба - и крестный отец, и крестная мать - могут сделать подарки матери ребенка.

 Свадебные подарки. Обязанность жениха - купить кольца. По старинному церковному правилу для жениха необходимо золотое кольцо (глава семьи - солнце), для невесты - серебряное (хозяйка - луна, светящая отраженным солнечным светом). На внутренней стороне обоих колец вырезаются год, месяц и день обручения. Кроме того, на внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты - начальные буквы имени и фамилии жениха. Кроме подарков невесте жених делает по подарку родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста и ее родители также, со своей стороны, делают подарок жениху.

 http://UralWeek.Narod.ru

 

Свадебные традиции

 

 Если на свадьбе будут посаженные отец и мать (они заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей), то после венчания они должны встретить молодых у входа в дом иконой (держит посаженный отец) и хлебом-солью (предлагает посаженная мать). По правилам, посаженный отец должен быть женат, а посаженная мать замужней. Что касается шафера, то он должен быть непременно холост. Шаферов может быть несколько (как со стороны жениха, так и со стороны невесты). Перед отъездом в церковь шафер жениха вручает невесте от имени жениха букет цветов, который должен быть: для девицы-невесты - из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы (или второбрачной) - из белых роз и ландышей. При входе в церковь впереди невесты, по обычаю, идет мальчик пяти - восьми лет, который несет икону. Во время венчания главная обязанность шафера и подружки - держать венцы над головами жениха и невесты. Это бывает довольно трудно - продержать венец с поднятой вверх рукой в продолжение немалого времени. Поэтому шаферы могут чередоваться между собой. В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся справа (то есть за женихом), а со стороны невесты - слева (то есть за невестой). Выходить из церкви до окончания венчания считается крайне неприличным. Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвуются в церковь на богоугодные дела. Тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания. Тут вспоминают: о назначении христианского брака; о том, что такое любовь в понимании Церкви; об обязанностях мужа и жены, согласно Евангелию; о том, как построить семью - домашнюю церковь и т.д. Свадьба церковных людей проходит с соблюдением требований благопристойности и меры.

 

В дни скорби

 

Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему. Различают глубокий траур и обыкновенный траур.  Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду и бабушке - шесть месяцев. По мужу - два года, по жене - один год. По детям - один год. По брату и сестре - четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику - три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью, остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением. Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, благослови меня». И мать, перекрестив дитя, говорит: «Ангела хранителя тебе на сон». Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) - на всех путях его хранит родительское благословение. Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи. Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.

 Неисчерпаемо бездонное море церковной жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые начертания церковного этикета.

 Прощаясь с благочестивым читателем, просим его молитв.

 

Иеромонах Аристарх (Лоханов)                                                   Продолжение следует...

 

 Через скорби к радостям

 

Поэтический уголок.

                                                                                                     


 

Явление ангела пастырям                             В эту ночь Земля была в волнении

Встаньте и пойдите                                                        В эту ночь Земля была в волнении:                                
В город Вифлеем;                                                          Блеск большой, диковинной звезды

Души усладите                                                      Ослепил вдруг горы и селенья,
И скажите всем:                                                             Города, пустыни и сады.              
«Спас пришел к народу,
                                         А в пустыне наблюдали львицы,
Спас явился в мир!
                                                 Как, дарами дивными полны,
Слава в вышних Богу,
                                           Двигались бесшумно колесницы,
И на земли мир!
                                                     Важно шли верблюды и слоны.
Там, где отдыхает
                                                  И в челе большого каравана,
Бессловесна тварь,                                                         Устремивши взоры в небосклон,
В яслях почивает
                                                   Три волхва в затейливых тюрбанах
Всего мира Царь!»        А. Фет                                     Ехали к кому-то на поклон.

                                                                             А в пещере, где всю ночь не гасли

                                        Факелы, мигая и чадя,
                                        Там ягнята увидали в яслях

                                        Спящее прекрасное Дитя

                                        В эту ночь вся тварь была в волнении,
                                        Пели птицы в полуночной мгле,

                                        Возвещая всем благоволенье,

                                        Наступленье мира на земле.        

Хомяков А.С.

 

 

 

 

Письмо в редакцию.

«Милосердия двери отверзи нам благословенная Богородице…»

 

 Кода человек задумывается, о каком-нибудь доброделании Бог предоставляет ему такую возможность проявить себя.

 Канун Рождества Христова. Вечернее Богослужение. Проповедь. В проповеди  батюшка сказал, что хорошо бы в рождественские святые дни сделать что-нибудь доброе. Например, посетить больных, сходить в детские дома, порадовать детей подарками, чтобы они тоже почувствовали праздник.

 

 Прихожу домой и задумываюсь о том, куда бы сходить. Помыслы и желание есть, а тело никуда

не хочет идти. Холодно на улице. Вот досада. И вдруг звонок в дверь.

 - Кто? – спрашиваю.

 - Дайте что-нибудь покушать.

 Радуется сердце: «Слава Богу! Татьяна пришла». Еще на заре моего крещения, 9 лет назад, стали ко мне приходить из неблагополучной семьи две девочки – Таня и Маша. Просили что-нибудь покушать. Давала немного хлеба, овощей. Давала не от щедрости, а от избытка. Потом они подросли и стали реже приходить. Уже несколько лет я их совсем не видела. И вот, о чудо! Татьяна пришла. Она уже девушка и довольно миленькая. У меня на плите греется суп. Предлагаю ей со мной покушать. Потом подаю ей рис с грибами, но она отказывается, говорит ей достаточно того, что съела: «Полный живот». Чай пьет даже без конфетки. «Как воробушек», - подумала я.  Спрашиваю её о житие-бытие.

 Бедное дитя. Сколько лишений вытерпела эта совсем еще юная душа. Это и недоедание, недосыпание, голод, холод, изгнание из дома… не хочу ни кого осуждать. Не имею на это права, но просто, чтобы понять, как может страдать детская душа, напишу.

 Трое детей – две сестры и брат, который осужден и сидит в тюрьме. Отца убивают. Мать в отчаянии пристрастилась к спиртному. В пьяном угаре, не осознавая, в порыве гнева выгоняла дочек из дома. И приходилось бедняжкам ночевать в грязных, вонючих подъездах. Попроситься на ночлег к кому-нибудь они не решались. Да и кто сейчас пустит? Очерствели людские сердца. И все же мир не без добрых людей. Девочки настолько скромны и терпеливы, что не ропщут и свою мать не осуждают. Но вот удар, умирает бабушка, которая хоть как-то заботилась о девочках. Вскоре умирает и мать от отравления спиртными напитками. Дети  осиротели. Приют. Но не долго. Теперь они в таком возрасте, что должны жить самостоятельно. Учатся в училище, стипендия маленькая. Брата освободили, но его сожительница, воспылав к девочкам ненавистью, выгнала их. И живут они поврозь, кому, где придется: у знакомых или подруг. Татьяна сильно кашляет. Спрашиваю почему? Отвечает: «Ночевала в подъезде». Сердце кровью обливается. Предлагаю ей если негде ночевать, то пусть ночует у меня. У Татьяны воспалены гланды. Дала ей святой воды, освященного елея, артос, все объяснила. Подарила икону Божией Матери «Семистрельная». Спаси её Пресвятая Богородица и огради от злых человек и наветов.

 Когда я проводила Татьяну у меня воскорбела душа и слезы потекли градом, не было сна. К сожалению, по определенным обстоятельствам, я не могу её приютить на совсем. Еще задумалась и поразмыслила  о том много ли человеку нужно в жизни? Вот эта лишённая всяческих земных благ девочка была довольна тем, что накормила её тётенька. А накормила чем? Маленькой тарелочкой постного супа. И всё, ей этого вполне хватило, она насытилась. Она не выглядит несчастной, голодной, обездоленной. Она смирилась со всеми жизненными обстоятельствами, какие выпали на её долю и не ропщет. Приютили её временно и Слава Богу. Она рада, а дальше как Бог даст. Мне стыдно стало перед Богом за своё чрезмерное пресыщение, за трату денег на безделушки и ещё за ропот, что денег не хватает. А у Татьяны 500 рублей стипендия и она как-то живёт.

 Вот и удивилась я сегодня. Не хотелось мне по лености своей выходить из дома, а Господь Сам привёл ко мне человека нуждающегося: «Пожалуйста, если хочешь, помоги». Заодно и проверил, действительно ли мои желания искренни или это лукавство перед Богом. Дивны дела Твои, Господи. Если человек начинает задумываться о себе, о своем жизненном предназначении, если сокрушается сердцем о своих грехах, если верит в милосердие Божие, благодарит за всё, что в жизни претерпел, то скорби человеческие, потом переходят в радость.

 Я верю, что у Татьяны будет ещё много радостных дней и когда-нибудь всё устроиться. В Божий промысел Татьяна верит. Она рассказывала, что когда жила в приюте приходил к ним наш батюшка Сергий, крестил их, дарил подарки и рассказывал о Боге.

 Сегодня и воскорбело моё сердце и обрадовалось. Обрадовалось, когда услышала за дверью детский голос: «Дайте что-нибудь покушать». Обрадовалось тому, что смогла хоть немного пригреть, накормить, утешить эту обездоленную девочку. Храни её Ангел, спаси Пресвятая Богородица и помилуй Господи.                                           

                                                                                          Прихожанка нашего Храма сестра Любовь.                                                                                              

 Через скорби к радостям

    

Юлианский или григорианский календарь?

 

 Во второй половине XVI века на Западе, папа римский Григорий XIII провел календарную реформу, в результате которой и появился григорианский календарь. На это новое летоисчисление постепенно перешли не только светские правители и власти в Европе, но и Католическая церковь, и другие христианские конфессии. Таким образом, григорианский календарь стал основным во всем западном мире. Россия одна из последних присоединилась к григорианскому летоисчислению, произошло это в 1918 году, когда советские власти издали декрет о переходе на новый стиль, то есть Григорианский календарь.

 

Ошибка папы Григория XIII

 

 Все мы уже привыкли в наступившем году отмечать Новый год  два раза: первый, «как полагается» - 1 января, а второй раз в ночь с 13 на 14 января. Последний     праздник связан с разницей старого и нового стилей: юлианский календарь, по     которому прежде, до 1918 г. жила Россия и который и доныне сохранила Православная церковь, сейчас отличается от нового «григорианского» календаря на 13 дней, и поэтому Новый год наступает в нем на 13 дней позже.
 Какой из  этих новогодних праздников верный?

 Даже школьник легко ответит, что Земля делает полный оборот вокруг Солнца не за 365 дней и 6 часов (как предписывает юлианский календарь с его периодичностью -три года по 365 дней и один, високосный - по 366), а на несколько минут быстрее. С веками эти минуты накапливаются в дни - вот поэтому новый календарь и поправил ошибку старого. И этот, казалось бы, очевидный школьный ответ будет совершенно неправильным! Оказывается, новый стиль ничуть не точнее старого, а скорее на оборот. Для того чтобы разобраться в том, что именно «врут календари», нужно понять как астрономические аспекты проблемы, так и ее исторические последствия и сам смысл календарной реформы Григория XIII, который весьма далек от школьных представлений о ней. Но начнем мы с обсуждения довольно сложных ответов на один простой вопрос.

 

Что такое год?

 

 Как известно, Земля движется по кругу. Значит ли это, что вместе с Землей мы как бы движемся по кольцевой дороге и оказываемся спустя год у одних и тех же километровых столбиков? Иногда даже говорят, что наш день рождения означает как бы возвращение на свою «космическую родину», в ту точку пространства, где мы появились когда-то на свет. Конечно же, нет. Во-первых, по представлениям современной физики никакого «абсолютного пространства», в точку которого Земля возвращалась бы из года в год, просто не существует. В этом смысле мир Эйнштейна с его относительностью движения, если можно так сказать, «закрывает» открытие Коперника и спор, что вокруг чего вращается - Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Ответ на него зависит от «точки зрения» или, как говорят в физике, от выбора системы отсчета. Во-вторых, даже если мы выберем систему отсчета, которая «близка» к абсолютному пространству (скажем, свяжем ее с далекими звездами, которые будем считать неподвижными), то мы увидим, что не только Земля вращается вокруг Солнца, но и Солнце - вокруг центра Галактики со скоростью примерно 200 км/сек. В свою очередь, вся Галактика вращается – относительно центра местного скопления галактик и т.д. Так что и в этом случае мы не вернемся в прежнюю точку, где были год назад. Таким образом, круговое движение Земли совсем не похоже на кольцевую дорогу, оно не имеет абсолютного смысла. Смысл имеет лишь относительное расположение Земли и Солнца, Земли и Луны, Земли и планет Солнечной системы, наконец, Земли и звезд. А, значит, и год будет неоднозначным понятием, зависящим от того, какое движение мы рассматриваем, и в какой системе отсчета. Убедимся в этом на наиболее очевидном для нас примере - солнечного года. Что, вообще, может служить определением продолжительности года? Казалось бы, ясно - полный оборот Земли вокруг Солнца. Однако, мы, находясь на Земле, видим нечто иное: Солнце описывает дуги по небу, поднимаясь то выше (лето), то ниже (зима). Происходит смена времен года. Когда вновь наступает лето, Солнце так же высоко стоит над горизонтом, как и год назад. Поэтому, с земной точки зрения, год - это возвращение Солнца в какую-либо точку неба (по высоте).

 Таких точек, по отношению к которым удобно следить за течением года, выбирают несколько, но самой общепринятой является точка весеннего равноденствия. Как точнее определить этот момент? Если смотреть с далеких звезд, то вся Земля вращается вокруг своей оси, но сама ось, т.е. Северный и Южный полюса, не вращается. Поэтому на полюсе нет смены дня и ночи, там полгода - день, а полгода - ночь. Но в момент весеннего равноденствия граница между днем и ночью на Земле проходит строго через земную ось (день равен ночи), а это значит, что на Северном полюсе происходит рассвет (а на Южном - закат). Итак, равноденствие - это конкретный, видимый на Земле момент, когда на Северном полюсе показываются первые лучи восходящего Солнца. Наблюдатель на Северном полюсе видит воочию границу года и может точно измерить его продолжительность: в астрономии она получила название тропического года. Но помимо тропического года, проходящего между двумя весенними равноденствиями, существует и другой промежуток - звездный год. Именно он соответствует полному обороту Земли вокруг Солнца, если смотреть на них относительно далеких неподвижных звезд. Почему же они разные? Все дело в т.н. прецессии земной орбиты (известной еще астрономам древности). Если бы мы смотрели со звезд, то увидели, как момент нового равноденствия наступает немного раньше полного оборота Земли вокруг Солнца, до которого Земля «не докручивает» чуть больше 20 минут. Приведем конкретные цифры: звездный год равен 365 дней 6 часов 9 минут 10 секунд, а тропический — 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд. Как видим, Земля делает оборот вокруг Солнца не быстрее, как говорят в школе, а почти на 9 минут медленнее нашего юлианского года в 365 дней и 6 часов. Тропический же год, (а с ним, скажем, забегая вперед, и григорианский календарь), отстает от юлианского на 11 минут, а от астрономического - почти в два раза больше. На какой же год опираются календари? Ответ здесь зависит от традиций и условий жизни цивилизации, которая составляла календарь. В древнем Египте, например, вся культура и земледелие были тесно связаны с Солнцем, и даже день летнего солнцестояния приобретал священный смысл - в этот день происходил разлив Нила. Поэтому египтянами был составлен солнечный календарь, но не точный, поскольку год в нем длился ровно 365 дней, из-за чего день солнцестояния (как и равноденствия) постоянно смещался по календарю и описывал полный цикл за 1461 год, которому также было придано сакральное значение. Однако, кроме солнечного существует еще и лунный цикл, внимание на который обращалось в календарях других древних цивилизаций (например, китайцы, евреи, мусульмане). Луна также периодично меняет фазы, на основе которых можно построить лунный календарь, в котором есть свой промежуток лунного года (12 месяцев, 354 дня). Поскольку лунному году не хватает до солнечного года около 11 дней, то вводятся способы согласовать их в т.н. солнечно-лунных календарях с помощью добавочных месяцев, появляющихся с определенной периодичностью. Самый точный из календарей последнего типа (и, одновременно, самый сложный) - еврейский. Он предсказывает фазы луны настолько точно, что может дать ошибку в один день не более чем на масштабе 20 тысяч лет. А теперь сделаем важное утверждение: юлианский календарь является солнечно-лунным, т.е. он согласовывает солнечный год с фазами луны так, что каждые 19 лет одни и те же фазы падают на те же числа календаря. Этот 19 летний цикл сохраняется с хорошей точностью - существенная ошибка в одни сутки набегает лишь за 300 с лишним лет. Григорианский же календарь является чисто солнечным, поскольку он привязан только к тропическому году.

 Его главной отличительной чертой является то, что весеннее равноденствие всегда падает на 21 марта, в то время как в юлианском оно постепенно смещается в сторону более ранних чисел. Григорианский календарь введен папой Григорием XIII в 1582 году. Римский папа выбросил из этого года 10 дней (с 4 по 14 октября), а также ввел правило, по которому в будущем из каждых 400 лет юлианского календаря для выравнивания с тропическим годом будут выбрасываться 3 дня. Как можно оценить такое решение с астрономической точки зрения? Папа счел, что Солнце раньше «отставало», и поэтому решил «подтянуть» равноденствие к 21 марта (о том, зачем он это сделал  - чуть ниже). Но как же быть с другими циклами: ведь Луна, остальные планеты, наконец, звезды не перешли по приказу папы в своих орбитах на 10 дней вперед! Относительное их движение «перетянулось» в другую сторону, т.е. привело к ошибке с опережением.

 Тем самым: а) нарушилось согласование лунного и солнечного цикла, которое было в юлианском календаре.

Что привело к большой ошибке григорианского календаря по сравнению с лунным, причем эта ошибка носит неустранимый характер, так как только увеличивается с каждым новым «выкидыванием» дня;
б) значительно запутались астрономические вычисления положения планет на небе. Вся их периодичность расстроилась, т.к. в самом 1582 году оказалось на 10 дней меньше нужного.
в) с позиций небесной механики не очевидны сами преимущества нового календаря и его точность  - ведь астрономический звездный год лучше приближается юлианским календарем!

 Итак, астрономических, т.е. сугубо прикладных научных обоснований у нового календаря явно не хватает, иначе бы его ввели еще в глубокой древности, где о многих из этих неточностей уже прекрасно знали. Заметим, что и в новое время процесс принятия григорианского календаря в Европе растянулся почти на два века, и решающую роль в нем играли далеко не выгоды ученых.

 Зачем же был введен новый календарь?

 

Смысл календарной реформы

 

 Почему именно тропический год был выбран для нового календаря? Иногда говорят, что он лучше соответствует «природному циклу». Да, если Вы живете на Северном полюсе - у Вас есть настоятельная необходимость пользоваться григорианским календарем. Но скажем, в наших широтах приход весны едва ли зависит от дня весеннего равноденствия, а календарные недостатки заглушаются колебаниями климата. Вам хочется «правильно» отмечать дни рождения? Поколение наших дедов, родившихся до 1918 г. -  все ли они переводили свои дни рождения на новый стиль? Ведь, в самом деле, день рождения - это лишь метка в году, возможность праздника, и вряд ли стоит озадачиваться при этом, в какой точке земной орбиты находишься. Вообще, на наш взгляд, для гражданских целей годится любой календарь. Поэтому перейдем к главной содержательной особенности нашей проблемы: и юлианский и григорианский календарь являются церковными календарями и не могут рассматриваться в отрыве от церковных установлений. И хотя часто пишут, что григорианский календарь является «гражданским» или светским - это заведомая неправда, основанная на незнании конкретных фактов календарной реформы. Церковный год в христианстве - это неразрывная связь неподвижных праздников, связанных с определенными днями года (как, например, Рождество - 25 декабря), и подвижных, отсчитываемых от важнейшего - Пасхи, определение которой связано с сочетанием солнечного и лунного календарей.
 У реформы Григория XIII была сугубо церковная цель - скорректировать пасхалию, т.е. даты празднования пасхи. Эти даты были канонически установлены на знаменитом Никейском соборе в середине IV века н.э. в виде простого правила: пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, приводились и конкретные даты полнолуний для 19-летнего лунного цикла. Однако, заметили папские ученые, равноденствие теперь ушло на 10 дней - в XVI веке оно наступало 11 марта, тогда как в IV веке - 21 марта. Отсюда следовал вывод – «вернуть равноденствие на надлежащее ему место», что дословно зафиксировано в папской булле. После этой операции, как считал папа, можно опять пользоваться каноническим правилом Никейского собора. Но папа ошибся. Григорий XIII и его окружение показали полнейшее непонимание сути решения Никейского собора, смысла пасхалии, установленной, заметим, выдающимися учеными древности. Празднование пасхи и приготовление к нему напоминает о евангельских событиях: распятии Христа, произошедшем в день пасхи иудейской, и его последующем Воскресении.

 

 Важно, что иудейская пасха празднуется по еврейскому календарю 14-15 нисана (первый весенний месяц) и как раз соответствует полнолунию. Это полнолуние наступает после весеннего равноденствия, поэтому смысл Никейского канона - христианская пасха (день воскресения) празднуется в первое воскресенье после пасхи иудейской. Но в результате «подтяжки» календаря на 10 (а теперь уже на 13) дней календарное согласование солнца и луны, т.е. между юлианским и еврейским календарями, сбилось, и поэтому первое полнолуние после весеннего равноденствия по новому стилю может наступить до иудейской пасхи. Католическая пасха тогда предшествует (а иногда даже совпадает) с иудейской пасхой, что нарушает сам смысл праздника. Это нарушение попадает под осуждение сразу нескольких церковных соборов, объявлявших тех, кто празднует христианскую пасху вместе с иудейской, - еретиками. Итак, Никейская пасхалия (т.е. определение дат полнолуний исходя из 19-летнего лунного цикла в юлианском календаре) остается верной и сейчас, только это уже не обязательно первые, но могут быть и вторые полнолуния после весеннего равноденствия. Православная пасха всегда наступает после иудейской, как и должно быть по Евангелию. Таким образом, с церковной точки зрения календарная реформа Григория XIII потерпела полный крах, что и было зафиксировано уже в следующем 1583 году, когда патриархи восточных церквей осудили реформу. Но католики сохранили ее и даже постарались распространить на весь западный мир, что стало еще одним шагом в расколе наших цивилизаций. В связи с этим интересно вспомнить, что введение нового стиля часто трактуют как «научное достижение» католической церкви, и это в эпоху расцвета инквизиции, когда через 18 лет они сожгут Джордано Бруно, через 30 лет - осудят Галилея! Наконец, если новостильная пасхалия не верна, нельзя ли принять компромиссный вариант - сохранить старую пасхалию, но неподвижные праздники (например, Рождество) праздновать по новому стилю?..

 Заметим, при этом теряется сама цель реформы Григория XIII - ведь он корректировал именно пасхалию.

 

                                                                                                        Продолжение в следующем номере…

 

 Через скорби к радостям

 

 

Детская страничка.

 

Азбука.

Д -  Добро.                                            Е - Евангелие.

 

Я вчера был занят очень,                                       Вчера мне подарили книгу

Я трудился что есть мочи,                                     О нашем Господе Христе,

Целый день добро творил:                                     О том, как по земле ходил Он,

Кошке домик мастерил,                                         О том, как умер на Кресте.

Собирал гулять сестричку –                                  Христиане маленьким отрядом

Отыскал ей рукавичку,                                          Идут за Ним из града в град.

Маме пол подметал,                                               И жизнь и смерть -

Бабушке очки подал,                                              Всё страшно рядом,

Папе гвоздь забить помог,                                     Но с Ним всему-всему я рад.

Так работал – изнемог!                                          

Зря считает мой братишка,                                                                   

Что я просто хвастунишка.                                     

Я нисколько не хвалюсь,                                        

Я просто радостью делюсь.                                    

                                                  

 http://UralWeek.Narod.ru:

 Новости  Жизнь  Спорт  Техника  Вера  Работа

 

Сайт управляется системой uCoz