U R A L  W E E K

Инновации

    Главное          Новости        Инновации       Экология         Мирянин         Культура          Спорт      Объявления 

 

 

     Формула 1                                                                    

  В Австралии стартовал юбилейный чемпионат мира по автогонкам Формулы 1. Квалификацию 28 марта сенсационно выиграла команда-дебютант "Браун Гран При". Пожалуй, это новый рекорд для Формулы 1, чтобы дебютирующая в чемпионате мира "конюшня" перед первой же гонкой заняла первую стартовую линию: поул-позишн выиграл англичанин Дженсон Баттон, на счету которого выигрыш Гран При Венгрии за рулем "Хонды", второе время показал бразилец Рубенс Барикелло, в копилке которого в свою очередь 13 побед в Больших Призах. В новейшей истории Ф1 на память приходит лишь удачный первый сезон автомобилей "Стюарт", которые со временем переименовались в купивший их "Ягуар" (тоже затем почивший). Однако есть между этими примерами и одно существенное отличие - если такого же белого цвета "Стюарты" были созданы практически с нуля шотландской легендой Ф1, то новые "Брауны" - это по сути немного переделанные старые "Хонды", удачно купленные у невыдержавших экономического кризиса японцев. Так что их явление при ближайшем рассмотрении совсем не рекорд. Не успел начаться чемпионат, а случился уже и технический скандал - "Тойота" использовала "гибкие" антикрылья, за что ее результаты в квалификации грозятся аннулировать. В гонке первые две итоговых строчки были абсолютно такими же, что и в квалификации - Баттон и Барикелло на "Браунах".

Великий 88-ой: Начало противостояния Сенна - Прост

Продолжение. (Начало см. в предыдущем номере UW)

  15-летию со дня смерти Айртона Сенны и 60-летнему юбилею чемпионата мира

 Часть 3. С ПОСЛЕДНЕГО МЕСТА НА ВТОРОЕ

  Такой путь проделал бразильский гонщик  Айртон Сенна со старта до 30-го круга первой гонки 39-го чемпионата мира в классе машин Формула 1, на котором по решению судей он был дисквалифицирован. А ведь оставалось преодолеть еще половину дистанции, и перед ним в интервале нескольких секунд оставался только один соперник - напарник по команде француз Ален Прост. Как знать, с чего Айртон начал бы сезон, если бы ему дали закончить гонку... Причина его снятия с соревнований - пересадка в запасной "Мак-Ларен" из-за неисправности основной машины, у которой заклинила коробка передач, которая произошла во время 30-секундной стартовой готовности.
  Так неудачно для Сенны начался сезон 1988 года 3 апреля в Рио-де-Жанейро на трссе имени... Нельсона Пике. 61 круг х 5,031 км = 306,891 км. Редчайший в истории автогонок Формулы 1 случай - трасса названа именем живого автогонщика, да еще и принимающего участие в действующем чемпионате. Наверное все 80 тысяч зрителей желали победы земляка из Рио Нельсона Пике по прозвищу "аристократ".  Но Пике преуспел скорее в красивом стечении обстоятельств - 3 апреля 3-кратный чемпион мира занял 3-е место, проиграв победителю 1 минуту 10,114 секунды. А Большой Приз Бразилии завоевал 33-летний "маленький Наполеон" Прост на "Мак-Ларен - Хонда - МП4\4". Всю дистанцию он лидировал и показал время 1 час 34 минуты 28,108 секунды. На протяжении гонки его попеременно преследовали  австриец Герхард Бергер на "Феррари-Ф187\88Ц", Пике на "Лотосе-100Т-Хонда", англичанин Найджел Мэнселл на "Вильямсе-ФВ12-Джадд" и Сенна на "Мак-Ларен - Хонда - МП4\4". Но Мэнселла еще до схода Сенны, как и в предыдущие годы подвели технические неполадки машины - на 18-ом круге после замены шин из-за отказавшей электроники 600 "лошадей" его "Джадда" отказываются "стреножиться". Бой Просту в гонке все же попытались дать - на роль единственного соперника лидеру вызвался Бергер. На последней четверти дистанции он резко увеличил темп и начал настигать француза, показывая при этом на 45-ом круге рекордную для трассы скорость круга 194,868 км\ч. И все же большой разрыв между ним и Простом полностью ликвидировать не удалось - его значение на финише составило 11,112 секунды.
  Следом за Простом, Бергером и Пике финишировали англичанин Дерек Уорвик на "Эрроусе-Мегатрон-А10Б", итальянец Микеле Альборетто на "Феррари-Ф187\88Ц" и Сатору Накаджима на "Лотосе-100Т-Хонда". К слову сказать, японец  оказался самым легким пилотом в сезоне с весом 60 килограмм, а Мэнселл - самым тяжелым с весом 81 килограмм, столько же весил Габриэль Тарквини, чуть меньше - по 79 кило весили Уорвик и Патрезе. Если учесть расчеты конструкторов Ф1 о том, что в таких гонках снижение массы машины на 1 килограмм повышает ее скорость на 1 километр в час, то вроде бы у Накаджимы самые прекрасные предпосылки для преимущества в скорости за счет наименьшей полной массы автомобиля, которая компенсирует недостаток его мастерства. Однако сравним возможности первого японского пилота, принявшего участие во всех этапах чемпионата мира, с Мэнселлом, который тяжелее на 21 килограмм. Масса "Уильямса" англичанина без гонщика и топлива 500 килограмм, а у Сатору автомобиль с турбодвигателем, и минимальная масса "Лотоса" ограничена 540 килограммами. То есть преимущество в общей массе без топлива  уже у Мэнселла - 19 кило. К тому же на таких машинах как у британца расход топлива не ограничен в отличие от машин с турбодвигателями. Выходит, заправится Найджел большим количеством топлива - теми же 19 литрами, и теоретических шансов на финиш у англичанина побольше. Как вес, так в некоторой степени и спортивные возможности машин у них уже одинаковые, да и  наличие "супероружия" в лице турбомотора нивелируется не самым удачным автомобилем "Лотос". Раз так, то Мэнселл использует не столько большее количество топлива, сколько свое преимущество в мастерстве. Отсюда вывод, который в картинге например был бы парадоксом - самый легкий гонщик не имел в Формуле 1 никакого преимущества над самым тяжелым, имеет место даже обратная закономерность.

* * *

  Второй этап чемпионата мира Гран При Сан-Марино был первым европейским и собрал большое количество специалистов Формулы 1, живущих по большей части в Старом Свете. В их числе английский проектировщик Стив Николс, ставший на тот момент "свободным художником" за неимением контракта с какой-либо из команд. Именно он в свое время внес поправки в проект Джона Барнарда, когда того переманили из "Мак-Ларена" в "Феррари", создав разновидность модели МП4\3. Однако шеф "Мак-Ларена" Рон Деннис, признав модель 1987 года неудачной, распрощался с Николсом и вместо него взял на 1988 год бывшего конструктора "Брэбхэма" Нила Оутли. Последний под началом японцев помимо нынешней машины строит за сезон вперед (!) 3,5-литровый "атмосферный" мотор, нацеленный на 1989 год. Итак, 60 кругов х 5,04 км = 302,4 км. Перед гонкой в Имоле гонщики делали следующие прогнозы.
  Пике: "Имола - первая по-настоящему "турбомоторная" трасса. Здесь не нужно так беспокоиться за износ покрышек и тормозов (поверхность этой трассы действительно была не такая абразивная, как в Рио - прим. UW). Из-за длинных прямых у моторов с атмосферным давлением нет шансов. Я удивлен, что пилоты "Мак-Ларена" не способны признать этого факта." И действительно, Сенна и Прост отвечали лишь улыбкой на высказывания пилотов других команд, как отнеслись и к высказыванию Мэнселла: "Атмосферные моторы получат преимущество на городской трассе". Несмотря на то, что "Феррари" оснащены моторами, у которых воздух нагнетается под давлением 2,5 бар, нашелся обладатель турбодвигателя, который был пессимистично настроен на сезон. Герхард Бергер сказал: "Мы имеем паршивый движок, "Хонда" - фантастический. На трассе в Имоле победят мощные моторы, а у меня такого нет. Тормоза и расход топлива моей "Феррари" тоже оставляют желать лучшего." Бельгиец Тьерри Бутсен о двигателе, установленном на его "Бенеттоне": "Среди обычных моторов мощностью 550 лошадиных сил, стартующих здесь, мой "Форд" имеет преимущество, так как выдает 580 "лошадей".
   1 мая 1988 года, первым стартовав в Имоле и идя всю гонку на 1-ом месте, Сенна первым пересек финишную прямую и одержал первую в сезоне победу с временем 1 час 32 минуты 41,264 секунды, показав к тому же лучшую среднюю скорость круга в гонке - 195,754 километра в час. Прост же из-за неудачного старта вынужден был в ходе гонки перемещаться с седьмого до окончательного второго места, хотя в квалификации именно француз показал лучшее время круга - 1.48,278 или 179,150 км\ч. Перед этим этапом Прост вплотную приблизился к первой строчке за всю историю чемпионатов мира по количеству набранных очков. К своей сумме после этой гонки он прибавил еще 6 очков - их у него стало 417,5. Для того, чтобы сравняться с австрийцем Ники Лаудой, ему не хватило 3 очков или 2,33 секунд. В первую шестерку, за которую давались очки (9-6-4-3-2-1), в Имоле также попали Пике, Бутсен, Бергер и Наннини, которые отстали от пилотов "Мак-Ларена" на целый круг. Мэнселл стартовал 11-ым, а на 24-ом круге сошел из-за неисправности двигателя. Очень показательны слова лидеров, сказанные после финиша. Айртон Сенна:
"Никогда не забывайте, что на первом месте должна стоять человеческая жизнь, и только потом идет спортивный принцип - выигрывать. Ален - настоящий джентльмен и не участвует в грязных играх. Гонка была не особо интересной, но временами при торможении чувствовался запах дыма от перегревшихся тормозов". Это послание бразильский гонщик сделал точно на том же месте и точно в тот же день, где ровно через 6 лет он разобьется. Жаль, что большинство людей пропустили его мимо ушей. А вот что о гонке сказал Прост: "Это была тактическая гонка. Я удовлетворен вторым местом, поскольку лидирую в общем зачете." Их шеф Рон Деннис: "Это памятный для нас день. Наши гонщики выступали не сами за себя, а за команду. Все 60 кругов они строго следовали моим инструкциям. Я весьма удовлетворен результатами,  только жаль зрителей и других гонщиков." Если б знал Деннис, сколько подобных приступов вины придется ему испытать в этом году.

* * *

  Накануне третьего этапа чемпионата мира в Монако (78 кругов х 3,3 км = 257,4 км), где находится самая тихоходная трасса в календаре, многие журналисты, помня слова Мэнселла, предполагали, что здесь-то уж "обычные" моторы дадут бой "турбо"...  Но "Хонда" разработала специальный "Монте-Карло-мотор" модели RE-168XE-3, результатом чего стали первые два места на старте городской гонки. "С парой солдат мы атакуем целую армию", - сравнивал Бергер "Феррари" с "Мак-Лареном". "Против целого войска инженеров и специалистов по двигателям, которых японцы посылают на "европейский фронт", трудно побеждать. Против их информационного центра в нашем боксе стоит один-единственный компьютер, который японцы же и транспортируют своим тягачом." На вопрос, не намерен ли Бергер победно вернуться на трассу в Монте-Карло, тот чуть не обиделся: "Чепуха... Там наши шансы в борьбе с "Хондой" вообще равны нулю. У них есть двигатель с разработанным до мельчайших деталей устройством для узких поворотов и прямых." Такие прогнозы относительно борьбы с командой "Мак-Ларен - Хонда" высказал после этапа в Сан-Марино австрийский пилот "Феррари". А ведь у него был турбомотор, на что же тогда надеялись владельцы простых моторов?
  После того как наилучший участник "антитурбиновой коалиции" Мэнселл из "Уильямса" вслед за Сенной, Простом, Бергером и Альборетто завоевал 5-е стартовое место, он открыто заявил, что без турбомотора в этом году чемпионом не стать:"Специальный "Мак-Ларен" подготовлен для первого специального городского этапа, и поскольку здесь не удалось оказаться в первом ряду на старте, то в гонке нет никаких шансов. Вдобавок если в этом случае  имелась возможность уйти лидером на трассу, то в самой гонке такой возможности уже не будет. Единственным утешением от невозможности победить является то, что я по крайней мере не один среди владельцев обычных моторов."
  78 кругов первой городской гонки этого года согласно предсказанию Мэнселла проходили бурно. Старт выиграл Сенна, Прост стартовал перед Бергером, далее ехали Мэнселл, Альборетто и Наннини. Чемпион мира Пике со своим мотором "Хонда" ушел со старта лишь 11-ым. На 32-ом круге вновь из-за технических неполадок сходит Мэнселл. Альборетто, шедший позади него, бросился догонять Бергера. Прост и Бергер 53 круга переключали скорости, идя за Сенной. Но бразилец за 12 кругов до финиша сошел с дистанции, потеряв перед этим не только 50 секунд преимущества над Простом, но в конечном итоге и отдав тому первое место (1:57.17,077 сек), сзади которого с 20-секундным опозданием пришел на финиш Бергер, а еще через 21 секунду - его напарник по "Феррари" Альборетто. Другие пилоты и вовсе отстали на круг: четвертым финишировал Уорвик, имевший 7-ую стартовую позицию, пятым - "Тиррел-017-Форд" другого англичанина доктора Джонатана Палмера, шестым - "Уильямс" Патрезе.
  После гонок Монте-Карло затихает - в обычное время здесь чуть более десяти тысяч жителей, не считая немногочисленных туристов. Только 15 мая было столпотворение, когда более 100 тысяч болельщиков со всего мира приезжают следить за самой престижной гонкой из 16 в календаре. И не случайно, ведь она и самая зрелищная, поскольку "тихие" по меркам Ф1 скорости дают возможность более-менее разглядеть быстро пролетающие машины. Но теснота приближенных к трассе вплотную трибун делают Монако наряду с Детройтом и Аделаидой самой опасной трассой. Узкая дорога, по одной стороне которой напирающие зрители, а по другой - морская пристань, множество коварных и извилистых поворотов требуют от гонщика недюжинного мастерства и отличного владения машиной. Поэтому победить для каждого в Монте-Карло - значит вписать свое имя в историю автоспорта. За последние 10 лет до этого такого успеха добились южноафриканец Йоди Шэхтер, француз Патрик Депэлле, вновь Шэхтер, аргентинец Карлос Рейтеманн, канадец Жиль Вильнев, итальянец Рикардо Патрезе, финн Кеке Росберг, француз Ален Прост трижды подряд и Айртон Сенна в предыдущий год. И вот в 1988 году Прост завоевывает четвертое "Гран-При Монако", сравнявшись таким образом с британским рекордсменом Монако Грэхэмом Хиллом, который побеждал здесь в 1963, 1964, 1965 и 1969 годах.
  Кроме того этой победой француз добился еще более неслыханного рекорда - наибольшей суммы очков за всю историю чемпионатов мира, которых он набрал 426,5 и надолго возглавил группу, в которой следом за ним расположились "легенды": у Ники Лауды 420,5 очков, у Нельсона Пике 370, у Джеки Стюарта 360, у Карлоса Рейтеманна 310, у Грэхэма Хилла 289, у Айртона Сенны 237. На тот момент только два бразильца Пике и Сенна  имели реальные шансы в ближайшие годы приблизиться к результату Проста, так как были действующими пилотами. И хотя у Пике очков было на добрую сотню больше, чем у Сенны, но у последнего все было еще впереди, ведь Айртон был младше Нельсона на 7 лет. Входил в группу преследования и Найджел Мэнселл, имевший тогда 208,5 очков.

* * *

  Четвертый этап в Мексике стал самой высокогорной гонкой в чемпионате мира, так как трасса имени братьев Родригес (67 кругов х 4,421 км = 296,207 км), погибших в гонках Ф1, была расположена  на высоте 2300 метров над уровнем моря. Эта трасса наряду с большинством других Гран-При занимает промежуточное положение между "скоростными" и "тихими" трассами. В квалификационных заездах самую быструю среднюю скорость на круге развил Сенна - 205,447 км\ч (время его лучшего круга 1.17,468 сек). Лишь немного уступил ему другой пилот "Мак-Ларен" Прост. Позиции на старте в Мехико соответствовали соотношению технических возможностей автомобилей - все болиды с турбодвигателями стояли впереди. Кроме упомянутых "Мак-Ларенов" "Феррари" заняли 3 и 5 места на старте соответственно Бергера и Альборетто, 4 и 6 - "Лотосы" Пике и Накаджимы. А вот возможности вице-чемпиона мира Найджела Мэнселла явно превзошли в 1988 году возможности его машины. Мотор английского конструктора Джадда, установленный на его "Уильямсе", оказался не в состоянии хотя бы однажды довести машину британца до финиша. "Никогда не следует наделять автомобиль слабым агрегатом - он невыносимо трещит. Приобретение неслыханно медленно на прямых, температура мотора очень высокая. Поэтому сейчас мне приходится самостоятельно обкатывать машину, чтобы стартовать с 16-го вместо 18-го места. Впрочем, я не жалуюсь", - сказал Мэнселл, который все же улучшил результат до 14-го времени. На второй тренировке в Мексике француз Филипп Алльо, проходя по прямому участку трассы в районе старта-финиша на скорости 240-300 километров в час, вовремя не среагировал на еле заметную неровность дороги.  На такой высокой скорости она мгновенно швырнула его "Лолу-Форд" в сторону на бетонный барьер. От удара автомобиль несколько раз перевернулся в воздухе и распался на две части, а его обломки разлетелись на 50 метров вокруг места аварии.
  Однако на следующий день Алльо был на старте - результатом его аварии было лишь порезанное лицо. Никаких серьезных последствий к счастью не произошло. 29 мая со старта гонки Прост ушел первым и лидировал все 67 кругов. Его преследовали Сенна, у машины которого на старте на несколько долей секунды заел клапан ограничения давления в системе турбонаддува, Бергер, Альборетто, Пике и Накаджима. Все остальные далеко отстали. На 21-ом круге, плетясь на 19-ом месте, из-за неполадок в моторе прекратил борьбу Мэнселл, а на 28-ом круге - Накаджима, у которого загорелся его "Лотос-Хонда", хотя пожар и удалось мгновенно ликвидировать. Время победителя 1:30.15,373, что соответствует средней скорости 196,888 километра в час. Сенна отстал от Проста на 7,104 секунды, Бергер - на 57,314 секунды. После своей третьей победы на этапах чемпионата мира Прост назвал ее "психологически важной победой". В это время околоформульные "папарацци" запустили в прессу слух о том, что возможно на этапе в Венгрии на "Феррари" появится двигатель с атмосферной, а не нагнетаемой система подачи топлива в цилиндры. Как показала история, этим прогнозам не суждено было сбыться, но мотор для "Феррари" 1989 года уже конструировал француз Жан-Жак Хисс, которого скорее в силу надежд на спортивную борьбу, чем за реальные способности прозвали "моторным магом"...

Вернуться на главную страницу

Продолжение следует

Алексей Матвеев, инженер

 

   История Формулы 1                                                    

   Квалификацию второго этапа чемпионата мира 2009 года по автогонкам Формулы 1 перед Гран-При Малайзии во второй раз подряд выиграл победитель Большого Приза Австралии англичанин Дженсон Баттон на автомобиле "Браун ДжиПи". Мы с вами можем стать свидетелями того, как в этом году Кубок Конструкторов выиграет машина, созданная одними инженерами, но переименованная другими. Японская "Хонда" долгие годы пыталась завоевать признание в Формуле 1, но ушла из нее, недорого продав активы бывшему английскому техническому директору итальянской "Феррари" Россу Брауну. В конце шестидесятых годов прошлого века было нечто подобное, когда торговец лесом Кен Тиррел купил французскую "Матру" и вскоре переименованная в "Тиррел" машина выиграла чемпионат мира. Ниже мы продолжаем наш рассказ о сезоне 1988 года. Его начало смотрите на других страницах Ural Week: Части 1, 2; Часть 3.

Часть 4. ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ

 "Никогда не забывайте, что на первом месте должна стоять человеческая жизнь, и только потом идет спортивный принцип - побеждать",

Айртон Сенна, 1 мая 1988 года, Имола.

  В 60-х годах прошлого века в канадском Монреале уже была построена трасса для гонок Формулы 1. С тех пор она хоть и подвергалась реконструкции, но до 1982 года именовалась "Моспорт", пока во время пятого этапа чемпионата мира в Бельгии после столкновения с машиной западного немца Йохена Масса не погиб талантливый канадец Жиль Вильнев по прозвищу "Маленький принц". С того времени она носит имя Жиля Вильнева и имеет средние по сравнению с "тихоходными" и скоростными трассами значения скоростей, хотя и с наличием довольно скоростных прямых. Пятый этап чемпионата мира 1988 года прошел здесь. Первую треть гонки лидировал Прост, Сенна шел вплотную за ним, извлекая аэродинамическую выгоду: на прямых участках он несся за французом в зоне разряжения позади его машины, чем экономил топливо. Японские компьютеры команды "Мак-Ларен" предсказали Просту, что 150 литров при данном режиме езды лидеру не хватит (дозаправки тогда были запрещены - UW). Прост, услышав по радиосвязи эти расчеты, вынужден был снизить давление наддува на турбине "Хонды". В результате у машины лидера упала мощность, а Сенна не из тех, кто не использует малейший шанс - он обогнал Проста и финишировал первым, оставив напарника по команде вторым. Впервые в сезоне на подиум поднялся гонщик, на машине которого был установлен "атмосферный" двигатель, и это едва ли не главная сенсация чемпионата - бельгиец Тьерри Бутсен в третий раз в карьере за рулем "Бенеттон - Б188 - Форд" попал на пьедестал почета, причем он оказался единственным участником, кто финишировал в том же круге, что и "непобедимая армада" "Мак-Ларенов". Остальные обладатели зачетных очков отстали от "турбомонстров" "Хонды" более чем на круг - Нельсон Пике на "Лотос-Хонде", итальянец Иван Капелли на "Марч-Джадд" и д-р Палмер на "Тиррел-Форд". На машинах "Феррари" Бергера и Альборетто отказали турбо-моторы.
  "За явным преимуществом" - такую оценку можно было давать бою за мировой титул 1988 года в супертяжелом весе автоспорта - настолько большим было преимущество команды "Мак-Ларен - Хонда" над остальными. Вот и после канадского этапа Прост заявил: "Мне кажется, что в этом году мы выиграем все 16 этапов чемпионата мира." А ведь прошло только пять раундов поединка, впереди - еще одиннадцать, и "полотенце" здесь заранее выбросить нельзя.

  Переехав на юго-запад Северной Америки транзитом через Великие озера, гонщики занялись подготовкой ко второму городскому Гран-При сезона по улицам Детройта: 63 круга х 4,023 км = 253,449 км. Трасса Детройта переняла эстафету от другой американской городской в Лонг-Бич. В те годы казалось, что высокотехнологичная Америка не только бросит вызов Старому Свету, но и со временем оставит за спиной гонку в средневековом Монако, тем более что столица штата Мичиган - автомобильный центр США. Американские города спроектированы математически правильно - все улицы, по крайней мере в деловых центрах, расположены друг к другу строго под прямым углом, и от этого схематично конфигурация американской городской трассы напоминала правильную геометрическую фигуру. Это немного превращало американские гонки в "Соревнования радиоуправляемых моделей" - именно такую незавидную для болельщиков судьбу предвещали американские журналисты автоспорту. Свою гипотезу они с неподражаемой для них скурпулезностью обосновывали техническими выкладками, по которым выходило, что уже в конце 80-х гонки Формулы 1, как и других классов, можно было проводить без гонщиков, из боксов. Противники гневно протестовали против таких "футурологов", говоря, что это убьет гонки как спорт, но для американцев приоритет - человеческая жизнь. (Впрочем первое беспилотное соревнование по автоспорту пройдет лишь в начале XXI века в американской пустыне - приз в миллион долларов от Пентагона получит "Фольксваген-Туарег" за победу в ралли-рейде - UW). Увы, как и многие другие американские Гран-При, "Детройт Ф1", умер, едва родившись - уже на следующий год его эстафету перехватит Феникс. И все же насколько высок уровень американских дорог, если последние способны принять "паркетный" Большой Приз почти в любом крупном городе.
  В квалификации по улицам Сити лучшее время показал Айртон Сенна, и первым стартовав 19 июня, третий год подряд выиграл Большой Приз США в Детройте. Его время 1 час 54 минуты 56,035 секунды, что соответствует средней скорости 132,311 километров в час, и этот показатель даже ниже, чем в Монако. Интересно, что Сенна, первенствовав на этой трассе в прошлом году, показал время на 4 минуты 39,323 секунды лучше, чем на этот раз. Главный соперник бразильца пилот такого же "Мак-Ларен - Хонда" Ален Прост со старта ушел пятым, хотя довольно быстро перебрался на второе место. Однако дальше он не стал ввязываться в борьбу с Сенной, а удовлетворился своим вторым местом, которое и занял на финише, так и не предприняв атаки на лидерство Сенны. Третьим вновь финишировал Бутсен с машиной без турбонаддува "Бенеттон-Форд" или, образно выражаясь, "спортсмен из второй лиги". Но главной сенсацией этапа стал уже не он, а приехавший вслед за ним на четвертом месте болид команды-дебютанта "Риал" с таким же обычным мотором "Форд", ведомый опытным итальянским гонщиком Андреа де Чезарисом. Насколько разными все-таки случаются первые сезоны у новых, как правило небогатых по первости команд - одни долгие годы пытаются хоть однажды попасть в очковую зону, другие с первой же попытки добиваются единичного успеха, как это случилось с "Риал", получившем в Америке сразу три очка. Пятое место здесь  занял все тот же доктор Джонатан Палмер на "Тиррел-Форд", а замкнул призовую шестерку итальянец Пьер-Луиджи Мартини. Этот гонщик, как и его бессменная машина "Минарди" с двигателем "Форд" впервые за долгие годы выступлений (а точнее с 1985 года) в Формуле 1 получает первое очко - наглядный пример "ломовой лошадки" на фоне "везунчика" ""Риал".

  Седьмой этап чемпионата мира Большой Приз Франции прошел 3 июля на трассе "Ле Кастелле", названной так по имени небольшой деревушки в "Марсельской области" на расстоянии вытянутой руки от Лазурного берега. Это место - настоящяя мекка автоспорта с огромным количеством различной конфигурации трасс и картодромов, с небольшой взлетно-посадочной полосой для самолетов и величайшей гоночной школой "Уинфилд-Скул Рэйсинг", которая дала миру наибольшее количество пилотов Формулы 1. Их перечисление заняло бы слишком много времени, достаточно сказать лишь, что Ален Прост получил диплом гонщика именно здесь. Это место - "развлекаловка" для богачей, где можно "резвиться" сколь душе угодно в отличие от того же Монако, открытого для гонок лишь три дня в году. Пожалуй, что уход вскоре Ф1 с этой трассы на север в Невер - одна из самых больших потерь не только для французского автоспорта, но и для мировых гонок. Кто желает узнать возможности этой трассы и не может найти ее на компьютерных симуляторах (ведь "Ле Кастелле" исчезла из календарей всех соревнований!), может посмотреть французскую комедию с Жераром Депардье и Жан-Полем Бельмондо в роли "папаш" внезапно найденной "дочурки" в исполнении Ванессы Парадиз - там они не только удирают от русской мафии, но и летают по легендарной трассе Ф1... на вертолете. А о "невостребованности" этой недвижимости говорит тот факт, что вскоре после того как теневой "Карабас" мирового автоспорта Берни Экклстоун удалил ее из всех спортивных справочников и про нее все "забыли", он сам же ее спустя некоторое время и купил. Такое вот "рейдерство" на западный манер.
  80 кругов х 3,813 км = 305,04 км. По характеру трасса "Ле Кастелле" немного напоминает бразильскую - примерно те же средние скорости, такое же шероховатое покрытие. В квалификации лучшее время на альма-матер показал "хозяин" трассы Прост, что неудивительно. Все здесь ему родное и знакомое, как выросшему студенту начальная школа - дело ведь не только в том, что в "Уинфилд Скул Рэйсинг" он ездил по другой "детской ветке" вроде детских железных дорог в наших парках отдыха, но и в духе места, над которым витает невидимое облако связи всех гоночных легенд, что здесь побывали. Как пел покойный наследник Есенина Николай Рубцов: "Тот же забор перед школою, Тот же зеленый простор, Словно сорока веселая, Сяду опять на забор..." К счастью на забор (или проще говоря "отбойник"), он не сел, а со старта гонки ушел первым на дистанцию, тогда как Сенна бросился за ним вдогонку. На замену покрышек первым заехал Сенна на 32-ом круге и сделал это быстро, а вот с заехавшей в боксы на 36-ом круге машиной Проста механики провозились на 4 секунды дольше обычного и виной было заблокированное левое заднее колесо. Эти секунды стоили французу лидерства - до 61-го круга гонку возглавил Сенна. Прост предпринимает все возможное для того, чтобы вернуть утраченные позиции и на 45-ом круге показывает лучшую среднюю скорость круга - 191,349 километра в час. Правда это значительно ниже рекорда трассы, установленного в предыдущем 1987 году Пике - 197,372 километра в час. Кульминация наступила на 61-ом круге, когда Сенна на двойном правом повороте "Бьоссе" пошел на обгон отставшего на круг героя последнего этапа в США Пьер-Луиджи Мартини на "Минарди". На долю секунды итальянец помешал лидеру выйти на нужную траекторию и Сенне пришлось уйти на наружную часть поворота. Но только Мартини убрал свой желто-синий "ботинок" Simod, как Прост сделал рывок и обошел Сенну в повороте. Всем местным зрителям такая бескомпромиссная борьба доставила истинную радость: два бело-красных автомобиля резво отрывались от аутсайдера, но уже 11-й номер был впереди 12-го, доставшемуся Сенне "по наследству" из прошлого сезона от "Лотоса". По окончании гонки французские болельщики были в восторге - Ален Прост одержал победу в Гран При Франции с временем 1:37.37,328, а Сенна отстал от него аж на 31,752 секунды! Третьим финишировал Альборетто на ярко-красном автомобиле с традиционным для тех лет для "Феррари" бортовым номером 27. Итальянец отстал от победителя на 1 минуту 6,505 секунды. Четвертым стал его коллега по "Скудерии" Бергер на красном болиде №28, пятым Пике на ярко-желтом "Лотосе" в одежде от "Кэмел" - первый номер на носу английская машина получила благодаря чемпиону мира. Шестое место досталось Наннини на машине зелено-цветного колора "Бенеттон" под номером 19.

   Любители самых высоких скоростей дождались в 1988 году 10 июля, когда в Сильверстоуне должна была пройти первая из трех в сезоне скоростных гонок на Большой Приз Великобритании. До этого момента только второй этап в Имоле более-менее подходил под название скоростной. 65 кругов х 4,778 км = 310,57 км. Трасса восьмого этапа чемпионата мира была построена после войны на территории бывшего военного аэродрома и позволяла развивать автомобилям Формулы 1 средние скорости круга до 245 километров в час. Однако опять, как и на предыдущем этапе, поверхность дороги не давала развить максимальные скорости. Несмотря на то, что покрытие трека в Англии идеально гладкое, в соответствии с британской погодой и во время квалификации, и во время гонки лил дождь...
  По асфальту вновь стучали капли, как в одной из первых поездок на карте в бразильском детстве. Когда вдруг хлынуло, редкие спортсмены и зрители попрятались, а он остался один и продолжал гонять. Маленький Айртон любил по-ребячьи разгонять лужи на брызги, да и радость от дождя сохранилась от крестьян с фермы, с большими ладонями и черными морщинистыми лицами, уставшими от жары и засухи и встречавшими дождь как манну небесную с молитвами и песнями... А в молодости, уже в Европе, когда шел дождь, он расстался с ней. Сожалея, но понимая, что так будет лучше, он ушел по-английски... Потом будет его первая победа в Гран-При при дожде в Эшториле, сенсационная гонка под ливнем в Монако... В Британии на этот раз тоже шел дождь, и хотя он промок насквозь, но уверенно победил. Все шесть призовых машин в Сильверстоуне были английского производства: "Мак-Ларен" Сенны, "Уильямс" Мэнселла, "Бенеттон" Наннини, "Марч" Гужельмина, "Лотос" Пике и "Эрроус" Уорвика. Но британские болельщики особых эмоций по этому поводу не высказали, только немного порадовались за первый подиум Мэнселла в сезоне. А что касается триумфа английских машин, то тогда это воспринималось как должное, ведь диктат английских конструкторов шасси уже долгие годы был бесспорен. В те времена на их монополизм покушались только итальянцы на "Феррари", но и в легендарной конюшне в Маранелло главный конструктор был англичанином. Наверное, если бы не отчаянные попытки итальянских фирм, а также единичных западноевропейских конкурировать с английскими производителями гоночных болидов, то чемпионат мира превратился бы в довольно скучное "британское первенство". Как у японцев в конце 80-х годов было явное преимущество в моторах, так у англичан - в автомобилях. Оно обедняло в те годы автогонки. За 38 предшествующих чемпионатов мира счет побед автомобилей английского производства, принесших чемпионство в личном зачете - 23:15, у последних 13 были итальянскими и по одной из ФРГ и Франции. Причем в 80-е годы побеждали только английские машины, а "остальной мир" - в основном в 50-60-е годы прошлого века. Но это не намек на то, что "все нужно поделить". Думаю, что сторонники жесткого технического регламента, выступающие за крайние ограничения на параметры машин и моторов и тем самым за одинаковые для всех условия, вряд ли дождутся мирового фаворита с Антарктиды.

Алексей Матвеев, инженер

Продолжение следует

Вернуться на главную страницу

Формула 1 на Uralweek.narod.ru

 

  Биатлон                                              

СПОРТ ОХОТНИКОВ

  Хант переводится как охотник.  До революции этот народ назывался остяками, а манси - вогулами, а столица Югры - Остяко-Вогульском. Но применительно к биатлонистам "ханты" - наднациональное определение. Сегодня город близ впадения Иртыша в Обь именуется уже Ханты-Мансийском. Здесь машины - весьма дорогие иномарки по большей части, жители оставляют прямо во дворах по причине невысокого уровня преступности, а отчасти и потому, что город с трех сторон огибает Иртыш и до недавнего ввода в строй гигантского западного моста была единственная восточная дорога из города.

  29 марта массовыми забегами здесь финишировал Кубок мира по биатлону. У мужчин со старта вперед выбился Максим Чудов, но это стоило ему сломанной палки в борьбе с другими спортсменами, которую, к счастью ему заменили стоявшие вдоль трассы тренеры сборной России. Вторым ушел на дистанцию немец Александр Усс, третьим - норвежец Оле Эйнар Бьорндален. Первую стрельбу стоя точно исполнил австриец Симон Эдер и ушел с нее лидером, Максим Чудов совершил 1 промах и покинул стрельбище третьим, Иван Черезов был восьмым, но вскоре вышел на пятое место. Андрей Маковеев, который был сначала лишь девятнадцатым, за счет точной стрельбы переместился на 13-е место. Ко второй стрельбе лежа Бьорндален подошел аж 23-им с 33 секундами отставания. Здесь Эдер попадает в цель пять раз из пяти, а Чудов вновь совершает один промах, в результате чего его отставание составляет 27 секунд. На третьем огневом рубеже Эдер вновь точен, а Бьорндален за счет точной стрельбы поднялся сразу на четвертое место! Черезов совершает два промаха и с 54 секундами отставания идет девятым, Маковеев после нескольких промахов скатился на 27-е место, а Рустам Валиулин напротив подтянулся к лидирующей двадцатке спортсменов. На последнем огневом рубеже лидеры стреляют так: Эдер - точно, Бьорндален - один промах, Черезов - два промаха и расставание с надеждой за медали. Увы, неточная стрельба россиян не позволила им побороться за награды - на финише Черезов десятый, Чудов восемнадцатый, Маковеев девятнадцатый. Победителем русского этапа Кубка мира стал австриец Симон Эдер, второе место занял его соотечественник Доминик Ландертинген, третье - Оле Эйнар Бьорндален из Норвегии, который завоевал уже шестой большой Хрустальный глобус - это рекорд для мужчин, столько же Кубков мира имеет на своем счету шведка Магдалена Форсберг у женщин. Удачное выступление австрийцев в ханты-мансийском масс-старте позволило Ландертингену завоевать малый Хрустальный глобус в этой дисциплине. Максим Чудов стал пятым в общем зачете Кубка мира.
  В женском масс-старте из россиянок лучше других ушла на дистанцию Ольга Зайцева, а первой умчалась немка Тура Бергер. Но кто бы мог подумать, что после первого огневого рубежа Бергер откатится на 17-ую позицию, а Зайцева - на двадцатую, которая как и Неупокоева совершит один промах. В лидеры же выйдут две других россиянки Ольга Медведцева и Светлана Слепцова. Они отстреляют точно, также как бывшая жительница Нягани, выступающая за Беларусь Дарья Домрачева. В лидирующей группе с ними на лыжне между первым и вторым огневыми рубежами побегут Кузьмина, Юнссон и Хаусвальд. Увы, Медведцева на второй стрельбе из положения лежа совершит 3 промаха и с отставанием 1 минута 18 секунд откатится на 19-ое место. Зато Зайцева не совершит ни промаха и поднимется на 6-е место, а Слепцова окажется двенадцатой. А лидирующая группа примет следующий вид: Кати Вильхельм, Тура Бергер, Хелена Юнссон и Дарья Домрачева. Теперь приходит черед двух огневых рубежей из положения стоя - у женщин они в отличие от мужчин не чередуются с положением лежа, а идут подряд: на третьей стрельбе Домрачева и Хенкель совершают промах, а Зайцева, Юнссон и Вильхельм точны! Россиянка убегает со стрельбища в еловый лес третьей, чуть позже в хвойной чаще лидеров догнали немки Хенкель и Хаусвальд. На четвертом огневом рубеже из этой пятерки точна только Хаусвальд, а Зайцева к сожалению попадает в цель лишь трижды из пяти выстрелов, Медведцева уходит на финишный забег седьмой. В результате этой увлекательной борьбы первое место никому не отдает немка Симона Хаусвальд, второй финиширует шведка Хелена Юнссон с отставанием от победителя 15 секунд, третьей - другая немка Андреа Хенкель, проигравшая первой на этапе в Хантах 26 секунд, четвертое место у беларуски Домрачевой, пятое - у украинки Валентины Семененко, шестое - у еще одной немки Кати Вильхельм, россиянки Медведцева и Зайцева соответственно на седьмом и восьмом местах. В итоге малый и большой хрустальный глобус достается Юнссон, второй в общем зачете масс-стартов становится Вильхельм, а Тура Бергер за счет более высокого места здесь отобрала третье место в абсолютном зачете у соотечественницы Нойнер.
  Спустя несколько дней после завершения международных соревнований в Ханты-Мансийске его российские участники поднялись на несколько сот километров на юг вверх по течению Иртыша, чтобы принять участие в чемпионате России по биатлону в Увате недалеко от Тобольска. Зрителей здесь, как и в Ханты-Мансийске, где ежедневно приходило по 40 тысяч болельщиков, собрался полный стадион. В первые апрельские дни сначала прошли соревнования по спринту - из 102 участников лучшим оказался 33-летний представитель Мордовии Алексей Вольчук, вице-чемпионом России стал тюменец Андрей Маковеев, который совсем недавно участвовал в Кубке мира в Ханты-Мансийске, бронзовым призером чемпионата страны оказался представитель ХМАО-Югры Алексей Волков. Следующей в программе соревнований была гонка преследования. В ней двумя из трех призеров стали те же участники - победил Алексей Волков, вторым стал Иван Черезов, третьим - Андрей Маковеев. У женщин в этой же дисциплине несмотря на два промаха победителем стала Анна Булыгина из Тюменской области, за ней финишировали представительницы Красноярского края: серебро досталось Ольге Медведцевой, бронза - Татьяне Зивахиной. 4 апреля у женщин состоялась гонка в масс-старте на 12,5 километров - первую половину дистанции уверенно лидировала представительница Мордовии Оксана Неупокоева, однако после того как на третьем огневом рубеже из положения стоя она совершила сразу два промаха, а три ее преследовательницы отстрелялись точно, ее преимущество сократилось до минимума при подходе к последнему огневому рубежу из положения стоя. На нем Неупокоева, Соколова, и Шумилова совершили по 2 промаха, а немного отстававшие от них Седова и Косинова - по одному. В результате эта пятерка разыграла медали на заключительном отрезке дистанции - 33-летняя Неупокоева все же сохранила первую позицию, но хоть и шла на финишной прямой в гордом одиночестве, едва не поскользнулась на тающем снегу. За парой Соколова-Шумилова бросились в погоню Косинова и Седова и они настигли тех! Перед трибунами эта четверка финишировала очень плотно - второй стала Евгения Седова из команды ХМАО-Югры, третьей - Наталья Соколова из Свердловской области.
5.04.09.

 

  Новости предприятий  

ОАО "ЧКПЗ" ИСПОЛЬЗУЕТ КАЙДЗЕН-ТЕХНОЛОГИИ

 В условиях экономического кризиса Челябинский кузнечно-прессовый завод реализует проект "Повышение производительности труда на 15%". Его работой руководит консультант из Международного Кайдзен-института Брайан Сейлор.

  По его оценкам, если реализовать все идеи, предложенные здесь, только одному из отделов предприятия удастся еженедельно экономить несколько тысяч минут. ЧКПЗ также собирается обновить свой сайт и принимает предложения по этому поводу. Об этом сообщает корпоративное издание "Уральский кузнец". ЧКПЗ - один из тех заводов, который наиболее серьезно пострадал от финансовой нестабильности и одна из статей газеты цитирует слова Патриарха Кирилла: "Кризис - это не только проклятие, но и благословение. Он дает возможность пересмотреть ценности." Очень похвально, что один из самых "безбожных" заводов-монстров Урала наконец-то обратился лицом к Богу. Важно, чтобы он не забыл о нем, когда кризис станет историей. Большинство предприятий региона, намного более мелких фирм и простых частных предпринимателей давно уже построили рядом со своими проходными православные храмы и часовни, в их числе ЧТЗ, ЧМЗ, Северский трубный завод, УГМК... Только вот микрорайон Челябинска, носящий одно название с заводом по причине одного местоположения, не имел здесь никакого маломальского прихода - в таких местах по преданиям отцов церкви обитает наибольшее число бесов, жертвой которых завод и стал. Вся криминальная ситуация говорит об этом, которая даже на фоне других кварталов Ленинского района и недалеко расположенного Копейска выглядит неприглядно. Единственный нравственный поступок сейчас для ОАО "ЧКПЗ" - начать строительство храма в районе ЧКПЗ. Это одновременно и дельный экономический совет, который позволит занять временно нетрудоспособных рабочих. По различным оценкам российской прессы сумма финансовых долгов ОАО "ЧКПЗ" составляет от 500 до 900 миллионов рублей.

Работа в Челябинске на UralWeek.Narod.ru


  Православие           

ИДЕТ ВЕЛИКИЙ ПОСТ

  На этой неделе Патриарх Всея Руси Кирилл посетил храм в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица под Санкт-Петербургом.

 Этот храм был заложен в 1913 году Казанским православным братством, почетным председателем которого являлся Великий князь Иоанн Константинович, принявший мученическую кончину в 1918 году в Алапаевске Свердловской области. Рядом с храмом находятся мощи Серафима Вырицкого Чудотворца, причисленного Русской Православной Церковью к преподобным в 2000 году, которые посетил Патриарх Кирилл. Будущий Серафим Вырицкий до революции был успешным предпринимателем, владевшим процветающим предприятием, но в 1917 году, раздав все имущество согласно Библейскому преданию, ушел в монахи. Время его служения Богу приходится на самые тяжкие годы гонений Православной Церкви со стороны коммунистического государства, войн и советского атеизма. Подвиги поста, бдения и молитвы можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов. В понедельник, среду и пятницу старец вообще не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. Окружающим порой казалось, что отец Серафим обрекает себя на голодную смерть. Он питался Святым Духом, и благодать Божия несомненно подкрепляла великого постника.  5.04.09.

  На фото - храм Преображения Господня города Чебаркуль.

Посты на Uralweek.narod.ru

 

  Биатлон                                              

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН "СПОРТ - ОБРАЗ ЖИЗНИ"?

  Взять и написать, что в Тюменской области любят биатлон, это значит - ничего не сказать. Здесь это не просто национальный вид спорта, а образ жизни. Зима на Север приходит рано, а уходит поздно, большинство населенных пунктов, разбросанных на добрую тысячу километров, по причине болот не имеют дорожного сообщения. Лыжи, как и ружье в местных поселениях, стоят почти в каждой второй избе. Зачем же оружие, спросите? Так ведь Сибирь-то живет и прирастает лесом, да и одними тропами с Хозяевами тайги ходят грибники и охотники, ягодники и рыбаки, изыскатели и лесники... Каждое утро я просыпался в яранге в шесть утра, выглядывал из нее на улицу, где в марте градусник показывал -37°, и пару часов занимался ремонтом лыж и амуниции. За это время температура поднималась градусов на девятнадцать, тогда я надевал лыжи и набегал за день несколько десятков километров по лесу. Я научился заниматься лыжной смазкой, определять по следу зверей и еще много чего, что пригодилось и в городе, хотя раньше только в школе стоял на лыжах. Никогда бы ни подумал, что при этом я культивирую лыжи или биатлон, хотя ту свою жизнь можно интерпретировать и так...

  В прошлом году этап Кубка мира в Ханты-Мансийске был проведен в центре города. Лыжня была проложена прямо по пешеходной зоне, где в остальное время гуляют по вымощенной тротуарной плиткой площади жители города и многочисленные гости. Такое, как сейчас говорят, креативное решение подняло популярность биатлона и привлекательность Ханты-Мансийска на и без того недосягаемую высоту. У каждого спортивного и богатого города есть своя подобная изюминка - в Москве на Красной площади проводят Матч Звезд Русского хоккея, в Монте-Карло перед казино - гонки Формулы 1...
  Лет пять назад, когда центр столицы Югры только застраивался и еще не было ни стилизованного в виде яранги Дворца, ни расположенного неподалеку краеведческого музея и только возводился на соседнем холме красивейший Православный храм и самый протяженный мост через Иртыш, уже был сдан современный биатлонный центр, как впрочем и самое высокое сооружение - Стелла основателям Севера. Уже тогда в административном центре Ханты-Мансийского автономного округа был проведен один из первых мировых биатлонных форумов, и еще в то время он стал одним из лучших международных спортивных событий, проведенных в нашей стране. Хотя у югорских пионеров (в значении "первооткрыватели") в столице ХМАО только заменялись деревянные тротуары на асфальтовые и хватало других забот и проблем, как например неожиданно перед приездом иностранных гостей сгоревшая деревянная гостиница, созданная специально для приезда высоких делегаций в стиле русского деревянного зодчества. Уже тогда город жил биатлонным событием, и всевозможные "комариные укусы" были всеми забыты, потому что в биатлонный центр стремились в те дни даже те, кто никогда не интересовался этим видом спорта.
  В этом году этап в Ханты-Мансийске стал эпилогом Кубка мира, и он вновь проводился в биатлонном центре города. И вновь мы увидели здесь наряду с десятками тысяч болельщиков со всего мира и зрителей из Екатеринбурга - название этого города красовалось на развевавшемся над трибунами российским флагом и почему-то напомнило такой же триколор с той же надписью на чемпионате мира по хоккею с шайбой, прошедшем в позапрошлом году в Москве. По причине концовки сезона многие команды заявили в своих сборных молодых спортсменов, и многие из них оправдали надежды тренеров, как те же немцы Арне Пайффер и Тина Бахман, уверенно победившие в спринтерских забегах среди мужчин и женщин. Увы, представители России оказались здесь за чертой первой тройки, лучшими из них были уроженцы Тюменской области - Максим Чудов стал 12-ым, Ольга Вилугина - шестой. Хотя для последней попадание в число призеров (в биатлоне, как и в шашках, ими считаются обладатели первых шести мест) - несомненный успех, ведь для нее это был дебют в соревнованиях на Кубок мира. Помимо наград за призовые места на российском этапе по окончании спринтерских забегов состоялось награждение Малым хрустальным глобусом победителей Кубка мира в этой дисциплине биатлона - триумфаторы определились после финиша, это норвежец Оле Эйнар Бьорндален и шведка Елена Юнссон. Среди участников церемонии награждения, тренеров команд и зрителей - известные в недавнем прошлом уральские биатлонисты Александр Попов, Юрий Кошкаров, Александр Тихонов, Светлана Ишмуратова, губернатор ХМАО-Югры Александр Филиппенко, губернатор Ханты-Мансийска Николай Бондарев.
  В мужской гонке преследования на 12,5 километров мы увидели такой знакомый по упоминавшейся здесь Формуле 1 элемент гонки, как рестарт. Если в Южной Корее обладатель пожалуй всех мировых титулов в биатлоне Бьорндален стал инициатором скандала со "срезкой" дистанции, то здесь он совершил фальстарт, жертвой которого стали опять другие спортсмены, вынужденные тратить лишние силы на повторный забег. Хотя и в очередной раз официально виновниками перезабега были названы другие, журналисты-то видели "дернувшегося" раньше других с линии старта норвежца. Спрашивается, неужели Бьорндалену недостаточно спортивных побед, чтобы стать еще и главным скандалистом, каким в свое время прослыл в той же Ф1 Михаэль Шумахер? К слову, по Ханты-Мансийску норвежская "звезда" ходила в сопровождении охранников, причем совершенно зря - не знают многие приезжие, и не только иностранцы, характера сибиряков - гостеприимство и незлобие. Занятые нашими мужчинами в спринтерской гонке места вдали от первой десятки вроде бы не позволяли надеяться на успех в так называемом персьюте, где старт дается по результатам соревнований в спринте. Однако за счет ошибок в стрельбе у лидеров после второго огневого рубежа быстро бежавший Михаил Устюгов и Максим Чудов имели шанс вплотную приблизиться к ним, но увы, совершили промахи. Зато безошибочно отстрелял стартовавший только 27-ым Артем Гусев, но его отставание к тому моменту было уже большим. При последней стрельбе норвежские лидеры Свенссон и Бьорндален, также как и наши Чудов, Устюгов и Гусев совершили по одному неточному выстрелу, в результате чего первые двое устроили борьбу за победу на финише, в которой более преуспел на мгновение Свенссон, третьим стал Кристоф Зуман, а россияне - соответственно 7-ой, 12-ый и 17-ый. Оле Эйнар Бьорндален стал в этот день в Ханты-Мансийске обладателем второго малого Хрустального глобуса за победу в общем зачете Кубка мира в зачете забегов преследования, и практически обеспечил себе Большой трофей абсолютного зачета.
  В этот же день спустя пару часов стартовала и женская гонка преследования на 10 километров и почти сразу за лидерами ушла абсолютная чемпионка Европы среди девушек Ольга Вилугина, как и чуть позже Светлана Булыгина и Ольга Зайцева. На первом огневом рубеже иностранные лидеры промахнулись, а вот наши Вилугина и Зайцева оказались более хладнокровными и отсрелялись точно, что сразу вывело их в группу спортсменов, ведущих борьбу за медали (Булыгина и Домрачева, лежавшие на стрельбище в одно время с ними, совершили промахи и несколько поотстали). На втором огневом рубеже немка Магдалена Нойнер очень быстро и точно совершила 5 выстрелов и первой ушла на дистанцию, также не ошиблась Зайцева и с отставанием в 25 секунд убежала со стрельбища третьей. Другие наши биатлонистки совершили здесь ошибки - Вилугина и Булыгина промахнулись и были вынуждены совершать штрафные круги, а и так отстававшая Ольга Анисимова и вовсе упала. При первой стрельбе стоя Нойнер вновь продемонстрировала пулеметную точность, а Зайцева вместе с Вилугиной и Булыгиной по разу ошиблись. Правда также промахнулись и другие спортсменки, бежавшие в одной группе с Зайцевой, и это оставляло для нашей биатлонистки шансы на подиум. На последний огневой рубеж Нойнер подходила с большим преимуществом по времени над соперницами, что позволило ей даже поприветствовать рукой зрителей на трибунах. Она вновь сохранила 100%-ную точность стрельбы, а представителю Башкирии Зайцевой для надежд на первую тройку также требовалось не промахнуться. Увы, она однажды не попала в цель и стала в итоге седьмой на финише. Первой стала Магдалена Нойнер, второй итальянка Микела Понца и третьей француженка Мари Дорен. Несмотря на серьезный отрыв немки гонка оставила о себе самые приятные впечатления борьбой до последнего рубежа, которая отличалась накалом не только в соперничестве за победу на этапе, но и за Малый хрустальный глобус. Его владелец определился лишь в последние секунды - это представитель Германии Кати Вильхельм, которая несмотря на победу на этапе своей соотечественницы Нойнер, стала победителем Кубка мира в зачете персьюта. А за Большой хрустальный глобус в масс-старте поборются Юнссон и Вильхельм, набравшие перед финальным днем Кубка мира одинаковое количество очков - по 915!
UW. 29.03.09.

Олимпиада на UralWeek.narod.ru

 

  Русский хоккей                                                                                 

"ГОЛОС БЕНДИ"

   На уходящей неделе завершился чемпионат страны по русскому хоккею. Московское "Динамо" в четвертый раз подряд стало чемпионом России, прибавив к Кубкам России и европейских чемпионов третий трофей в сезоне. В 2008 - 2009 годах москвичам не покорился единственный титул - обладателя клубного Кубка Европы, который завоевал их принципиальный соперник на международной арене шведский "Эдсбюн". Подробнее о победе "Динамо" (Москва) в чемпионате России по русскому хоккею смотрите на тематической странице UW.

  В пределах родных просторов у московского "Динамо" так ни одного по-настоящему серьезного соперника и не нашлось. Увы, нельзя назвать таковым кировскую "Родину", сыгравшую вничью с чемпионом на домашнем льду, ведь вятичи даже медалей не взяли. Зато их впервые в своей истории завоевали казанские хоккеисты - команда, переименованная в этом году из стремительной "Ракеты" в силовое "Динамо-Казань", сразу отметила новое название бронзовыми наградами. Учитывая, с каким уважением относятся здесь к этой игре, и то как серьезно казанцы подошли к празднованию недавнего 1000-летия столицы Татарии победами в других видах спорта, можно ожидать в ближайшие годы наибольшего прогресса именно от этой команды. Уж если на берегах Камы нашлись деньги на чемпионство в хоккее с шайбой, футболе и мужском волейболе, то уж в хоккее с мячом им тем более пора добиться не меньших успехов, чем "Ак Барс" или "Рубин". Возможности для этого есть. Серебро кемеровского "Кузбасса" насколько ожидаемо, настолько и скучно - вторая команда страны не оказала первой сколько-нибудь достойного сопротивления. Казанцы заслужили больше поводов для похвалы, ведь до последнего момента имели шанс обойти в итоговой турнирной таблице и "Кузбасс". На фоне "Динамо-Казань" несколько бледно выглядел красногорский "Зоркий", а ведь еще совсем недавно именно подмосковные хоккеисты были главными соперниками московских динамовцев. Неужели их ждет судьба архангельского "Водника", который не в такие уж и далекие годы становился чемпионом и формировал национальную сборную, а сегодня уже скатился до турнира команд, ведущих борьбу за 13-18 места. Стоит помянуть добрым словом и красноярский "Енисей", сенсационно вышедший минувшей осенью в финал Кубка России (подробнее об этой игре - Русский хоккей на UralWeek.Narod.ru).
  Хоть и попал первоуральский "Уральский трубник" в турнир первых двенадцати клубов, но оставил о себе двойственные отзывы, ведь прочно оккупировал последнюю двенадцатую строчку итоговой турнирной таблицы сильнейшей группы. Мини-подвиг совершил дебютант Высшей лиги "Локомотив" из Оренбурга, в заключительных играх оттеснив с 16 места екатеринбургский "СКА-Свердловск", который набрал те же 12 очков в зачете коллективов, разыгравших 13-18 места, но проиграл "Локо" в обоих очных поединках. Вопрос с командой, покидающей высший дивизион, решился сам собой, когда краснотурьинский "Маяк" из-за финансовых проблем снялся с чемпионата. В чемпионате России 2009-2010 годов его место займут ХК "Боровичи", завоевавшие это право победой в финале первенства России среди команд первой лиги. Лучшим бомбардиром чемпионата России стал московский динамовец Сергей Обухов, забивший за сезон почти сотню мячей - его голевые рекорды наверняка войдут в историю мирового бенди. Событием сезона безусловно стал Матч Звезд, прошедший в феврале на Красной площади столицы страны, где в честь 85-летнего юбилея московского "Динамо" эта команда провела товарищеский матч против сборной мира. Мы уже упоминали о лучших информационных изданиях, культивирующих русский хоккей в среде телевидения, печатных СМИ и прессы, а также немного - о тех предприятиях, кто вкладывается в развитие бенди. Осталось еще упомянуть того, кто почти все эти положительные качества совместил, и одновременно был "Голосом Бенди" - московская радиостанция "Радио-Спорт" 93,2 FM. Чемпионат, как и весь сезон, завершен, но уже ждем старта следующего и с тоской смотрим на тающие катки.
UW. 22.03.09.

Матч Звезд русского хоккея на Красной площади

Чемпионат России по хоккею с мячом. Высшая лига, 2 этап:

"СКА-Нефтяник" (Хабаровск) - "Динамо-Казань" (Казань) - 5:7 (2:4)
"Байкал-Энергия" (Иркутск) - "Родина" (Киров) - 7:4 (4:2)
"Енисей" (Красноярск) - "Старт" (Нижний Новгород) - 10:3 (5:2)
"Кузбасс" (Кемерово) - "Волга" (Ульяновск) - 13:3 (7:1)

"Уральский трубник" (Первоуральск) - "Динамо" (Москва) - 3:6 (1:2)
"Сибсельмаш" (Новосибирск) - "Зоркий" (Красногорск) - 3:2 (2:2)
"Строитель" (Сыктывкар) - "СКА-Свердловск" (Екатеринбург) - 6:3 (3:0)
"
СКА-Нефтяник" (Хабаровск) - "Старт" (Нижний Новгород) - 5:4 (2:2)
"Байкал-Энергия" (Иркутск) -
"Динамо-Казань" (Казань) - 4:1 (3:0)
"
Енисей" (Красноярск) - "Родина" (Киров) - 6:2 (4:1)
"
Кузбасс" (Кемерово) - "Зоркий" (Красногорск) - 6:1 (1:0)
"Уральский трубник" (Первоуральск) -
"Волга" (Ульяновск) - 5:5 (3:1)
"Сибсельмаш" (Новосибирск) - "Динамо" (Москва) - 4:5 (0:4)
"Водник" (Архангельск) - "СКА-Свердловск" (Екатеринбург) - 6:1 (1:0)
"
СКА-Нефтяник" (Хабаровск) - "Родина" (Киров) - 4:3 (3:1)
"Байкал-Энергия" (Иркутск) -
"Старт" (Нижний Новгород) - 4:2 (3:0)
"Енисей" (Красноярск) - "Динамо-Казань" (Казань) - 8:4 (5:1)
"Кузбасс" (Кемерово) -
"Динамо" (Москва) - 5:9 (1:2)
"Уральский трубник" (Первоуральск) - "Зоркий" (Красногорск) - 3:4 (3:2)
"Сибсельмаш" (Новосибирск) -
"Волга" (Ульяновск) - 9:0 (3:0)

Финал первой лиги

 

 Экология                   

  В Выставочном зале "Колорит" города Чебаркуль проходит фотовыставка работ министра образования и науки Челябинской области Владимира Садырина. 25.03.09.

 


 

 

   

     АВТОСАЛОН ГРУЗОВИКОВ
 

  Если оценивать автомобильные салоны и выставки, проводящиеся на Урале, то форум "Авто - 2008. Бензоколонка. Грузовик", прошедший с 22 по 25 мая 2008 года в Челябинске, один из крупнейших. Своим размахом он выгодно отличается не только от всех екатеринбургских, ориентированных в основном на легковые машины и "спрятанных" под крыши просторных, но ограниченных стенами манежей. Этот автосалон может быть примером для других челябинских экспозиций разных тематик, напоминающих зачастую вещевые "барахолки". Дворец спорта "Юность" стоит похвалить за единственное удачно организованное мероприятие. Площадь перед ним стала местом демонстрации грузовой, автобусной и специализированной техники большинства известных брэндов России, Европы и мира: самосвалы "Форд", ДАФ, "Скания", ИВЕКО, седельные тягачи "Вольво", МАН, "Рено", грузовики, "миксеры", автокраны знакомых корейских и неизвестных китайских марок...

  И все же наибольший интерес у нас вызвали представители стран СНГ. В советские пятилетки мы настолько привыкли к этим "трудягам", что и сегодня не поворачивается язык называть их "иномарками". Тем приятнее было увидеть логотипы этих заводов и узнать, что в годы рыночных реформ они не только остались на плаву, но и не отстают от технического прогресса.
  Кременчугский автомобильный завод выставил классический 3-осный самосвал со знакомым глазу немного устаревшим обликом кабины, который, впрочем в 90-е годы считался очень современным. В последнее десятилетие КрАЗы на наших дорогах стали редкостью, и связано это во многом со слабой дилерской сетью комплектующих, ведь даже в крупных городах Урала сегодня бывает сложно найти требуемые запчасти. По этой причине сегодня в Приобье например можно увидеть целые "кладбища" подобной техники, которая с высоты вертолета обманчиво выглядит ходовой. Тем не менее многие предприятия до сих пор имеют большой автопарк КрАЗов и с успехом продолжают ее эксплуатировать.
  Еще более неожиданно и приятно было увидеть другого представителя Украины Львовский автобусный завод. В Советском Союзе он был основным поставщиком для автобусного парка страны, ведь его единственными конкурентами были тогда на городских маршрутах Ликинский автобусный завод (с преимуществом по качеству в пользу ЛАЗа), а на междугородных - венгерский "Икарус" (с преимуществом уже в пользу Секешфехервара). В те годы эти предприятия имели недостижимые сейчас объемы производства порядка 14 тысяч автобусов в год.
  Зато сегодняшние ЛАЗы выгодно отличаются дизайном. Да что там говорить, если мы поначалу и не признали в современном белоснежном лайнере наследника знакомых многим "Туристов"! Как следует из названия, "НеоЛАЗ" имеет очевидно немецкие "корни" известного в Европе производителя комфортабельных двухэтажных "дабл-декеров" "Неоплан". "НеоЛАЗ-10" и длиннобазный "НеоЛАЗ-12" имеют пассажировместимость от 41 до 51 человека, механическую коробку передач и рулевой механизм фирмы ZF , пневматическую подвеску WABCO, тормозные системы с ABS, кондиционер, оцинкованный кузов вагонной компоновки с полной антикоррозионной обработкой и "2-этажным" входом в салон. Они оснащаются отвечающими требованиям Euro-3 двигателями Deutz или MAN мощностью соответственно 300 и 280 л. с., обладают довольно небольшим расходом топлива 22 и 24 л и максимальной скоростью 100 и 120 км/ч. В дополнительное оборудование входит спальное место водителя, аудио-видеосистема с жидкокристаллическими мониторами на 15" и 17", минибар с холодильником и кофеваркой, туалетная кабина, тахограф, электростеклоподъемник, пульт ДУ закрывания дверей.
  Производитель предлагает этот автобус по цене 5500 тысяч рублей с удобной формой лизинга стоимостью 10,5% годовых, первоначальным авансом 20% и сроком погашения от 1 до 3 лет. Добавим в заключение, что такой автобус не стыдно предлагать и использовать для любого уровня делегаций или туризма, поскольку мы имели возможность сравнить его с транспортом, который использует сборная Италии по волейболу, клуб КХЛ или турфирма Сочи. Заканчивая рассказ о старейшей на постсоветском пространстве фирме по производству автобусов, скажем, что здесь мы узнали о том, что продолжателями традиций моделей-долгожителей 695, 697 и 699 различных буквенных модификаций, а также "переходной" 4202 являются сегодня наряду с "НеоЛАЗами" городские и пригородные, полунизкопольные, сочлененные - "ЛайнерЛАЗы", "ИнтерЛАЗы", "СитиЛАЗы" пассажировместимостью 80, 100, 110, 120, 210 человек с двигателями Deutz и MAN Euro-3 и Euro-4, а также троллейбусы "ЭлектроЛАЗ-12" и "ЭлектроЛАЗ-20" - "гармошка", в дополнительное оборудование которых входят трапы и площадки для инвалидных колясок.
  Еще одно детище бывшего советского автопрома и иностранного концерна - проект "Автомобили и моторы Урала" (сокращенно "АМУр"), созданного на территории экс-филиала АМО ЗИЛ в закрытом городе Новоуральск совместно с индийским "ТАТА Моторс" - одним из крупнейших в мире производителем грузовиков и автобусов. Завод, как и другой представитель Свердловской области ИМЗ, специализируется на производстве "репликаров", т.е. транспортных средств с историческим обликом - многие десятилетия выпускал легендарные "трумэны" и "сто-тридцатые" ЗИЛы, но на рубеже веков оказался на грани банкротства. Приход индийцев оказался спасительным и сегодня главной моделью завода стал грузовичок ТАТА 613. Что ни говори, а на языке так и вертится название еще одной социалистической машины "Татра 613" и вызывает неизбежные слуховые ассоциации с этим чехословацким легковым автомобилем представительского класса.
  Как следует из информации совместного предприятия, на начало 2008 года реализовано более 1000 экземпляров этого грyзовичка, и вот гости выставки сумели воочию увидеть эту модель и даже заглянуть под капот и потрогать лицензионную версию двигателя Mercedes Benz OM 352 (см. фото) - рядный 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 5,7 л с турбонаддувом, интеркулером и системой непосредственного впрыска топлива. Как заявляют производители, этот агрегат, отвечающий требованиям Euro-3, выгодно отличается от конкурентов ресурсом и тяговитостью - его крутящий момент составляет 430 Нм, а расход топлива в режиме трасса-город 18 л на 100 км.
  Что касается шасси, то оно имеет два варианта длины базы - 3,8 и 4,3 м грузоподъемностью 4,8 и 4,7 т соответственно , оснащенную ABS пневматическую тормозную систему с барабанными тормозами на всех колесах . Дизайн автомобиля типичен для европейского грузовика 80-х годов. Чтобы его "омолодить", нужно как минимум модифицировать нижнюю часть кабины, убрав устаревший бампер или по крайней мере окрасив его наряду с другими элементами в единый с кабиной цвет, тогда он будет не так бросаться в глаза. Этот автомобиль предлагается в очень широкой гамме кузовов - более 30 модификаций, в том числе различные варианты с гидроманипуляторами, крановыми установками, автоэвакуаторы. Для корпоративных клиентов "АМУР - ТАТА" предлагает специальные условия лизинга, тест-аренду автомобиля на несколько дней, предоставление подменного автомобиля на время ремонта и многое другое.
  Если же посетителей выставки или наших читателей утомила экскурсия по истории российско-советского автопрома, то они без проблем могут тут же увидеть модели большинства современных мировых автомобильных производителей, часть которых представлена на наших фотографиях. 

Вернуться на главную страницу

 Предыдущая страница

Сайт управляется системой uCoz